ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ  

   МОУ ООШ    села Верхние Поляны        Белинского района                  Пензенской области                               на 2011 - 2014 гг.                              

     Программа принята решением педагогического совета  МОУ ООШ с. Верхние Поляны протокол №3  от «30» декабря 2010 г.

     Утверждена приказом по школе № 4  от «24» января 2011 г.

                                      Паспорт программы

Название образовательного учреждения  Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Верхние Поляны Белинского района Пензенской области

Тип –общеоразовательное учреждение

Вид- основная общеобразовательная школа

Учредитель-отдел образования Белинского района Пензенской области

Год основания- 1936 г.

Юридический адрес: Пензенская область Белинский район село Верхние Поляны ул. Молодёжная, д. №1

e-mail  schoolpolyany@yandex.ru

адрес сайта в Интернете  http//schoolpolyany.harod2.ru

Фамилия, имя, отчество руководителя Анохина Светлана Александровна

Лицензия: серия А №231494 ,регистрационный №9397 от18 ноября 2008 г.выдана Министерством образования  Пензенской области

Аккредитация: серия АА №128168, регистрационный №3478 от 21 июня 2005 г. Выдана Министерством образования  и науки Пензенской области

Наименование программы: Программа развития МОУ ООШ села Верхние Поляны Белинского района Пензенской области на2011-2014 г

Нормативная 

1. Конвенция о правах ребёнка.                                                                                                                2. Закон РФ «Об образовании».

      3.Закон РФ  «Об основных гарантиях прав ребёнка»

      4.Постановление Правительства Российской федерации от 28 августа 2001г. №630 о федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды».

      5.Приказ министерства образования РФ № 01-51-088 от 13.08.02 «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях» .

      6.Типовое положение об общеобразовательной и средней школе.

      7.Общеобразовательные программы.                  

 Сроки реализации программы: 2011-2014 гг

 Этапы реализации программы

  1-й этап – подготовительный (2011 календарный год)

Составление программы развития школы: образовательных и воспитательных проектов; защита проектов, апробация и внедрение

  2-й этап – практический (2012-2013 гг.)

Корректирование проектов, организация адаптивного учебно-воспитательного процесса

 3-й этап – обобщающий (2013-2014 учебный год)

Самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития.

Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы. 

Цели и задачи Программы:

     Программа развития школы является нормативно - организационной основой, которая определяет стратегию совершенствования системы образования в соответствии с развитием системы образования района.

     Целью программы является определение общей стратегии развития образования в школе, определение роли и места школы в образовательной сфере района, приведение системы образования в школе в состояние, адекватное потребностям социума  и отдельной личности.

     Задачи

   -  формирование духовно - нравственной личности, обладающей гражданской позицией, навыками нравственного поведения;

   -  развитие системы защиты здоровья учащихся школы;

   -  подготовка к профильному образованию учащихс

   -  укрепление кадрового потенциала системы образования школы, развитие содержания и методов образования;

   -  внедрение в практику научно - проработанных учебных программ, учебных и методических пособий, методов и средств обучения и воспитания;

   -  создание и утверждение нормативно - правовых документов, обеспечивающих деятельность программы развития школы;

   -  совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы; повышение престижа педагогического труда.

Приоритетные направления Программы

          Сложившаяся модель школы как ОУ, состоящая из двух ступеней, представляется наиболее удачной формой, позволяющей удовлетворить разнообразие образовательных запросов микросоциума. Поэтому нашей стратегической перспективой является развитие и совершенствование этой модели.

          Развитие вариативности образовательного процесса должно логически завершиться разработкой пакета образовательных программ, учитывающих склонности, способности, подготовленность и интересы детей. Разноуровневый спектр программ должен будет в полном объёме удовлетворить образовательные потребности микросоциума школы.

          Одним из инструментов вариативности является учебный план школы  составленный на основе регионального, позволяющий через гибкое использование часов групповых и индивидуальных занятий, с одной стороны, оперативно ликвидировать пробелы в знаниях, с другой стороны, заниматься с одарёнными детьми, повышать качество знаний. Следовательно, в перспективе более глубокое овладение техникой составления учебного плана школы, более оптимальное использование его возможностей.

          Внедрение предпрофильного образования, что расширит возможность выбора учащихся и спектр вариативного образовательного пространства.

          Освоение технологии уровневой дифференциации учителями школы выводит на новый качественный уровень как в плане расширения педагогического ареала учителей, работающих по этой технологии, так и в плане накопления педагогического практического опыта в разработке разноуровневых зачетных заданий, более совершенного овладения методикой, а также совершенствования механизма осуществления координации и управления этим процессом. Всё это позволит достичь в конечном результате более высокого уровня обученности и качества знаний учащихся.

          Диагностика учебных умений и навыков, позволяя вовремя выявить пробелы, даёт учителю четкие ориентиры в организации учебной работы по их устранению в рамках урочного времени и на индивидуальных, групповых занятиях, что также позволит добиться большей успешности в обучении. 

 Ожидаемые результаты Программы и индикаторы их достижения

     Сложившаяся система работы школы позволяет, исходя из решения триады задач – вариативности, обеспечения дифференциации и гуманизации образовательного процесса при создании системы психолого-педагогического мониторинга - перейти к реструктуризации учебно-воспитательного процесса и реорганизации системы управления.

     1 ступень – начальная школа: традиционные программы и программы развивающего обучения; 4-летнее образование; пропедевтические курсы.

     2 ступень – основная школа (5-9 классы): расширение круга образовательных услуг за счет вариативной части – спецкурсов, факультативов, групповых занятий с одарёнными детьми, пропедевтических курсов, переход на предпрофильное обучение в 9 классе.

В управленческой деятельности:

        От персептивного вида контроля, который связан со сбором информации относительно хода и развития учебно-воспитательного процесса  и  который предусматривает сравнение реального состояния дел с эталоном, к коммуникативному, который образует коммуникативную сеть, через которую поступает информация, необходимая для управления педагогическим процессом, сотрудничества директора с учителями, учащимися и их родителями.

В научно- методической работе:

        Изучение и внедрение инновационных методик;

        Развивающее обучение;

        Интегрированное обучение;

        Индивидуализация учебно-воспитательного процесса (планирование разных видов деятельности, разработка разноуровневых заданий, подбор материалов и т.д.).

В организации учебно-воспитательного процесса:

В работе с родителями:

1.Равнозначное взаимодействие в схеме.

2. Портфолио с детскими работами и наблюдениями за ребёнком.

3. Повышение мотивации родителей к участию в общественно-государственном управлени 

Структура Программы

1.     Введение.

     Концепция и программа развития разработана коллективом школы на период с 2011 по 2014 гг. В них отражены тенденции развития школы  с учетом её социума, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, предоставлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса и управления им.

2.     Информационная справка о школе.

Качественная характеристика

 

Параметры статистики

2007 -2008

2008-2009

2009-2010

 

Обучалось в школе

58

55

56

 

I ступени

20

28

29

 

II ступени

38

27

27

 

Выболо учащихся :

-

2

3

 

Не получили аттестаты об основном общем образовании

-

-

-

 

Оставлены на повторный курс обучения

-

-

-

 

I ступени

-

-

-

 

II ступени

-

-

-

 

Окончили школу с аттестатом:

8

5

4

 

Особого образца

1

-

-

 

Количество призеров:

1

-

-

 

Районных туров олимпиад

1

-

-

 

Зональных туров олимпиад

-

-

-

 

Краевых туров олимпиад

-

-

-

 

Количество учащихся поступивших:

8

5

4

 

Училища

-

-

-

 

Техникумы, колледжи

7

5

4

 

Качество знаний

51,7%

55,3%

51%

 

Успеваемость

100%

100%

100%

     В течение 2009-2010 учебного года в школе осуществлялся мониторинг, одним из основных этапов которого является отслеживание и анализ качества обучения и образования по ступеням обучения. Цель выявление недостатков в работе педколлектива по обучению учащихся и их причины.

По итогам года результаты следующие:

Успеваемость на протяжении последних лет стабильная и составляет – 100%.

Реализация учебных программ невозможна без контроля   пропусков учащихся. Контроль посещаемости вёлся ежедневно, проделана большая работа классными руководителями. По сравнению с прошлым годом количество пропусков уроков без уважительных причин практически не было. Активная работа по профилактике пропусков уроков дала свои положительные результаты. В новом учебном году необходимо обратить особое внимание на здоровье детей, тесное сотрудничество с Белинской  ЦРБ, вести более активную профилактическую работу среди

Характеристика педагогического коллектива.

Анализ динамики профессионального роста учителей с 2007 по 2010год

 

Общее кол-во учителей

II категория

I категория

Высшая категория

2007-2008

15

2

13%

8

53%

-

-

2008-2009

12

2

17%

7

58%

-

-

2009-2010

14

1

7%

9

64%

-

 

     В школе работает  МО классных руководит

Особенности управления школой.

     Административное управление осуществляет директор. Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет школы, педагогический совет, общешкольное собрание.

Социальная среда школы.

        Анализ  итогов социальной диагностики микросоциума школы показывает, что он характеризуется следующими чертами (признаками):

        недостаточно высокой образованностью;

        средним уровнем общей культуры;

        достаточным числом неполных семей, малообеспеченных, из которых есть семьи мало занимающихся проблемами воспитания и развития своего ребёнка;

        Вместе с тем  50% семей достаточно ответственно относятся к своим родительским обязанностям, из них 30% способны глубоко изучить способности и склонности своего ребёнка, осознанно прогнозировать его будущее развитие, активно сотрудничать со школой, в рамках домашнего воспитания приобщить к достижениям общечеловеческой культуры.

        Данные обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, подтверждают итоги социальной диагностики. Картина довольно пёстрая, представлена вся шкала развития: от детей с высоким уровнем развития, обладающих музыкальными, интеллектуальными способностями, до детей с задержкой психического развития и ослабленным умственным развитием. Этот широкий спектр уровня способностей нашего ученического контингента и определяет необходимость единственно возможной модели образовательного учреждения – многопрофильный и адаптивный характер, способный удовлетворить образовательные запросы столь разнообразных категорий учеников и их родителей.

Субъекты и источники социального заказа школы

      Представим структуры, которые выступают по отношению к школе с каким-то заказом или требованиями, в общем виде, в трёх уровнях.

     Государство – хочет, чтобы мы создавали условия для развития свободной, мыслящей, социально-адаптированной личности, получившей добротное среднее образование и обладающей гражданской ответственностью.

     Макросоциум – хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанною личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и собственности.

     Микросоциум–  хочет, видеть в нас школу, основанную на порядке и осознанной дисциплине, разумной требовательности к детям. Школу, отвечающую санитарно-гигиеническим требованиям. Школу, в которой уважают права ребёнка, в которой ребёнку обеспечивается не только физический, но и душевный комфорт.

    Родители –

хотят, чтобы школа обеспечивала подготовку в СУЗ

 желают, чтобы ребёнок получил образование в предпрофильном классе,       

 желают, чтобы их ребёнок просто находился в школьном пространстве до 16 лет, потому что куда ему ещё деваться,

  желают, определить ребёнка в кружок или спортивную секцию при школе, с тем, чтобы школа обеспечивала занятость досуговой деятельности ребёнка

    Ученики–

        хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом,

       хотят иметь учебный успех,

       хотят получить качественное образование.

Концепция развития школы

Наше видение миссии школы.

Мы хотим построить школу равных возможностей (адаптивную).

    Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках трёх ступеней:

      I ступень – начальные классы;

      II ступень – основная школа;

     В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился, изучал и апробировал различные педагогические технологии. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею – реализацию личностно-ориентированного образования.

    Система личностно-ориентированного образования в адаптивной школе должна состоять из следующих подсистем:

Система личностно-ориентированного образования

1. Классно-урочные занятия.         

Программа образования.

2. Занятия по выбору учащихся, элективные курсы, профили.           

Программа образования.

3. Самообразование.

4. Внеурочная работа школы.

5. Общешкольное ученическое соуправление и самоуправление.      

Программа воспит

6. Трудовая деятельность учащихся.

7. Сохранение и укрепление здоровья школьников, социальная адаптация ребёнка.         

Социальная служба.

   Личностно-ориентированное образование в школе направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей своё место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.

   В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие направле

РАЗВИТИЕ ИНТИЛЕКТУАЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ

 

Сильные стороны

·       Действующая система с одаренными детьми;

·       Олимпиады, творческие конкурсы, конференции;

·       Интеллектуальные игры;

·       Возможность деления классов на группы;

·       Высокая квалификация педагогов;

 

Слабые стороны

·       отсутствие системы работы со средними, слабыми учащимися по развитию их интеллектуальных способностей;

·       преобладание «натаскивающих» индивидуальных и групповых занятий в ущерб «развивающим»;

·       снижение мотивации учения за счёт приоритета оценки над знаниями;

·       умственные, психологические, нервные перегрузки учеников и учителей;

·       нерациональность расписания уроков;

·       недостаточность информационной поддержки;

·       отсутствие профиля;

·       отсутствие индивидуальных программ;

·       не ведётся мониторинг развития учеников;

·       невысокий уровень образовательных услуг;

·       отсутствие разнообразного учебного плана

·       низкое использование технологий развивающего обучения

 

Возможности :       

   -   районная система олимпиад, научно-практических конференций;

   -   множество интеллектуальных конкурсов различного уровня;

   -   развитие инфраструктуры дополнительного образования; 

   -   возможность повышения квалификации педагогов на базе ПИРО        

Ограничения и риски:

     -   удалённость от центра;

     -   социальный заказ;

     -   несовпадение социального заказа государства и родителей

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧИСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ

 

Сильные стороны:

·        наличие спортивного  зала, спортивной площадки;

·        спортивные секции;

·        дни здоровья;

·        физкультминутки на уроках;

·        система профилактических мероприятий (проведение вакцинации);

·        спортивные соревнования в школе;

·        уроки ОБЖ     

 

Слабые стороны:

·    необходимость физио и диагностического оборудования;

·        слабое материальное обеспечение спортивных занятий;

·        нет группы здоровья учителей;

·        нет оздоровительных поездок детей и учителей;

·        необходимость улучшения ассортимента питания.

Возможности:

·        районные соревнования, спартакиада;

·        наличие филиалов ФОКА;

·        организация летнего отдыха детей.

 

Ограничения и риски:

·       отсутствие финансирования;

·       наличие в социуме  вредных привычек.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧИСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ 

 

Сильные стороны:  

·       Наличие кружков;

·       Множество творческих конкурсов;

·       Предметные  недели, месячники,

 в рамках которых творчество проявляют и дети и педагоги;

·       Утренники, вечера для учеников;    

 

Слабые стороны:

·       Насыщенность учебно-воспитательного процесса оставляет мало времени для творчества;

·       Недостаток творческой инициативы со стороны учащихся и педагогов.

·       Слабая материальная база;

·       Нехватка специалистов определённого направления;

Возможности

·       Районный конкурс «Учитель года»

·       Смотры-конкурсы для детей;

Ограничения и риски

·       Удалённость культурных центров;

·       Низкий культурный уровень социума.

·       Низкий социальный статус учителя

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ

УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ

 

Сильные стороны:  

 

·       Школьное самоуправление;

·       Тематические часы, конкурсы, викторины

·       Вахта памяти в День Победы

·       Тематические стенды, уголки;

·       Субботники;

·       Трудовой десант         

Слабые стороны:

 

·       Низкая эффективность школьного самоуправления, инициатива идёт от взрослых, а не от детей;

·       Плохая организация и как следствие посещаемость субботников, трудовых десантов;

·       Низкий культурный уровень учеников, родителей, отдельных учителей.

 

Возможности:        

 

·       Участие в школе «Актива»

 

Ограничения и риски: 

·       Отсутствие идеалов в обще

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРОФИССИОНАЛЬНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

 

Сильные стороны:

·       Предмет «Технология»;         

 

Слабые стороны:

· не разрабатываются спецкурсы по выбору;

· ограниченные возможности учебного плана.

Возможности

    -    Взаимодействие с базовой СОШ №2 г. Белинского, многопрофильный колледж г. Белинского    

Ограничения и риски 

-    Ограниченность поездок.

СПОСОБНОСТЬ К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ 

 

Сильные стороны:

·        Детское самоуправление;

·        Отсутствие ограничений по приему          

Слабые стороны:

·        Нет подготовки к семейной жизни

·        Отсутствие курса этика и психология

·        Безработица среди  родителей

Возможности:

·  Школа «Актива»

Ограничения и риски: 

· Люмпенизация и отток профессиональных кадров.

ПОТРЕБНОСТЬ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

УЧИТЕЛЕЙ И ВЫПУСКНИКОВ 

Сильные стороны:

·        Курсовая переподготовка учителей

·        Связь с дошкольными, школьными, профессиональными ОУ  

Слабые стороны:

 -       Отдалённость

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

В СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Сильные стороны:

·        активное участие родителей в ремонте школы;

·        традиционный концерт ко Дню матери и дню 8 марта;

·        просветительская работа с родителями.

Слабые стороны:

·        не  100% посещаемость родительских собраний;

-        Низкая активность родителей уч-ся старших классов в школьных мероприятиях 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 

1. Организация предшкольного образования.           

- Разработка плана  школы по реализации программы предшкольного образования

- Серия родительских собраний по теме: «Подготовка к школе» (с участием учителей и медработников)

- Изучение и утверждение списка детей через подворный обход, идущих в первый класс          

2. Организация учебного процесса.       

- Совершенствование УП школы на основе БУП с учетом предпрофильного обучения в старших классах и расширения вариативной части (предметов по выбору).

- Обновление и совершенствование программ обучения.

- Интеграция в образовательный процесс современных технологий.

- Интеграция основного и дополнительного образования, классно-урочной и внеклассной деятельности.           

 3. Система воспитания.  

- Расширение сети кружков, секций, клубов.

- Систематизация и изучение материалов психологической службы, направленных на психологическую поддержку всех участников образовательного процесса в ситуации выбора.

- Обеспечение условий для участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, проектах творческих коллективов и отдельных учащихся.

- Развитие ученического самоуправления .

4. Инновационная деятельность школы.        

- Участие в конкурсах общественно-значимых инновационных проектов.  

5. Программа профессионального роста учителя     

- Повышение квалификации педагогов через сеть методической работы в образовательных учреждениях города, районных МО.

- Издание учебно-методических разработок учите

6.Повышение роли семьи в образовательном процессе и построение внешних связей.

- Информирование родителей об образовательном процессе в школе .

- Издание школьной газеты «Наша школьная жизнь».

- Включение родителей в совместную образовательную деятельность .

- Создание родительского всеобуча.

- Сбор банка данных о выпускниках школы.

- Вовлечение родителей в общественно-государственное управление  

7. Информационно-техническое обеспечение образовательного процесса.         

- Совершенствование системы обучения компьютерным технологиям с использованием ресурсов вариативной части учебного плана, внеклассного дополнительного образования.

- Создание механизмов мотивации учителей для овладения компьютерной грамотностью и информационными технологиями.

- Обеспечение учителей ноутбуками.

- Активизация работы по организации детских и взрослых интернет-проектов.

- Создание собственного WEB – сайта школы.   

8. Система управления школой.

- Совершенствование системы самоуправления в школе.

- Введение системы договорных отношений между школой и родителями.

- Обеспечение широкого информирования и обсуждения Программы развития школы и планирования учебно-воспитательного процесса для всех участников образовательного процесса через школьную газету, через собрания и т.д.          

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Конструктор сайтов - uCoz