65 лет Победы посвящается
Конкурс сочинений.
В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который девятьсот дней находился в кольце вражеской блокады. На долю его жителей выпали неимоверные лишения и трудности. Они жили под постоянными бомбёжками и обстрелами, мёрзли, умирали от голода. Не было ни одной ленинградской семьи, которая бы не потеряла своих близких. Жизнь ленинградцев во время блокады – каждодневный подвиг.
Вместе с взрослыми защищали город и юные ленинградцы. Они тушили зажигалки, работали на заводах, в сельском хозяйстве, помогали людям, ослабевшим от голода. Некоторые школьники защищали город - были сынами полков в армии, на флоте, входили в состав партизанских отрядов.
Несмотря на тяжёлые испытания, защитники Ленинграда не только сумели отстоять родной город от врага, но и разгромили фашистские войска у его стен.
В сентябре месяце 1941 года врагу удалось вплотную подойти к Ленинграду и окружить его. Днём фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолётов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети.
На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город- крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад, 22 тысячи огневых точек, 4170 дотов, создали отряды противовоздушной обороны.
Юные ленинградцы вместе с взрослыми рыли окопы, проверяли светомаскировку в жилых домах.
Ленинградские учёные придумали горючую смесь для поджога вражеских танков. Для изготовления гранат с этой смесью потребовались бутылки. Школьники собрали за одну лишь неделю более миллиона бутылок.
Надвигались холода. Ленинградцы приступили к сбору тёплых вещей для воинов Советской Армии. Им помогали и ребята. Девочки постарше вязали варежки, носки и свитера для фронтовиков. Сотни сердечных писем и посылок от школьников с тёплыми вещами, мылом, носовыми платками, карандашами, блокнотами получили бойцы.
Многие школы были переоборудованы в госпитали для раненых воинов. Ученики этих школ обходили близлежащие дома и собирали для госпиталей столовую посуду, книги.
Школьники дежурили в госпиталях, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсёстрам, мыли полы и убирали палаты.
Наравне с взрослыми школьники, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».
За время осады гитлеровцы обрушили на город сто пятьдесят тысяч тяжёлых снарядов, сбросили пять тысяч фугасных и десять тысяч зажигательных бомб.
Третья часть жилья была уничтожена. В итоге жестоких кровопролитных боёв, ценой огромных потерь гитлеровцам удалось овладеть станцией Мга и перерезать последнюю железнодорожную линию, связывавшую осаждённый Ленинград со страной.
8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург ( ныне Петрокрепость), враги прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.
Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днём. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. Рабочие получали лишь по 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – всего по 125 граммов в день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Блокада принесла и другие тяжелейшие испытания.
Зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощённые голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбёжками и обстрелами, ленинградцы жили в не отапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стёкла были выбиты взрывной волной. Замёрзли водопровод и канализация. Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу приходилось ходить пешком по занесённым снегом и не расчищенным улицам.
Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах.
Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне с взрослыми переносили дети и подростки.
Многие знают печальную историю 11- летней ленинградской школьницы Тани Савичевой.
Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.
В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.
Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности её вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.
19 мая 1972 года на могиле Тани Савичевой был открыт памятник.
Враги надеялись, что тяжёлые лишения заглушат в людях все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его.
Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
«Всё для фронта, всё для победы!»- боевой девиз рабочих Ленинграда. В городе постоянно ощущалась нужда в рабочих руках. На заводы и фабрики пришли школьники. За доблестный труд на заводах во время блокады многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.
В жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, многие ленинградские дети учились. Опасен и труден был путь в школу и обратно.
Ведь на улицах, как на передовой, часто взрывались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы.
В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь- дистрофия. А к ней ещё прибавилась и цинга.
Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
Учителя наравне с учениками переносили все ужасы блокады.
Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо.
По Ладожскому озеру была проложена ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал её Дорогой жизни.
Вплоть до 23 апреля 1942 года по ней двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощённых и ослабевших людей.
Наконец наступила весна 1942 года, которую с нетерпением ждали ленинградцы. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался от трупов. Ленинградцам угрожал ещё один смертельный враг- эпидемия. На неё очень надеялись фашисты. Необходимо было очистить город. Нелегко работалось голодным, измученным людям. Город был полностью очищен.
В то лето в Ленинграде каждая полоска земли была вскопана и засеяна. Предстояло обеспечить город топливом. Учителя и ученики младших классов заготавливали дрова для школы.
В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду. 12 января началось сражение. 18 января 1943года воины- ленинградцы и воины - волховчане встретились у станции Подгорной. Солдаты обнимались и плакали от радости. Вражеское кольцо было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землёй. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.
Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершён через год.
27 января 1944 года в Ленинграде прогремел торжественный салют.
Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших блокадных дней и не только выстоял, но и победил!
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город.
(Л. Панова)
Прошло уже 65 лет, но героическое прошлое легендарного города неподвластно времени. Подвиги защитников Ленинграда, в том числе и юных, бережно хранят в памяти все честные люди, и прежде всего те, кто пережил блокаду. Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе с взрослыми защитниками Ленинграда на Пискаревском кладбище.
Люди Земли!
Убейте войну!
Прокляните войну!
Люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью напомните!...
Но о тех, кто уже не придёт никогда,-
заклинаю:
Помните!
(Р. Рождественский.)
С каждым годом всё меньше и меньше остаётся среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941года защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда, кто «пол- Европы по-пластунски пропахал». Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали «кому память, кому слава, кому тёмная вода». Я хочу обратиться к литературе, потому что, по словам Ч. Айтматова, «литература должна … вторгаться в сложности жизни с тем, чтобы человек знал, любил всё дорогое…И не только любил, но и тревожился, боролся за него». Не мало произведений посвящено войне и подвигу «ради жизни на земле». Ю. Бондарев в своих произведениях исследует духовную основу подвига. Каждый из его героев, кто сознательно идёт на смерть, знает и помнит о высшей ценности человеческой жизни. Никто из них не расстается с жизнью легко и бездумно, не осознавая всей безвозвратности потери. Но они всё же идут на риск, на подвиг, потому что долг, честь и совесть солдата живут в каждом из них. Главная их черта – ответственность за судьбы людей. Поэт Р. Рождественский, посвятивший теме войны и подвига свои лучшие стихи, говорит о подвиге во имя Родины, во имя будущего. В стихотворении «Мы судьбою не заласканы» поэт как бы ведёт диалог с Судьбой, которая велит солдатам идти в бой.
Спросим: «Будет знамя красное Над землёй Алеть всегда? Наши дети будут счастливы?» И Судьба ответит: «Да». И мы пойдём.
Вот они, истоки мужества русского человека!
Просто выбор был у каждого: Я или Родина. Самое лучшее и дорогое - Родина
Поэтому идут под пули герои Рождественского, и звенит болью и гордостью им вслед его песня-реквием. Память о войне…
Война – жесточе нету слова. Война – печальней нету слова. Война – святее нету слова.
Именно эти строки А. Твардовского вспоминаются, когда читаешь повесть К. Воробьёва «Убиты под Москвой». Глубоко волнует трагическая судьба 239 кремлёвских курсантов, погибших под Москвой за 5 дней ноября 1941 года. Какие они юноши из роты кремлёвских курсантов, ведомые капитаном Рюминым на фронт, который «рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти »? - Рост 183. Они богатыри, и внешне похожие на былинных героев, и внутренне. Мальчишки вооружены самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с бензином. Каких же страданий и нечеловеческих мук полон путь, пройденный ими по Подмосковью в эти пять дней со времени выступления на фронт до их трагической гибели. Курсанты молоды, а в юности свойственно подражать. Почему же предметом восхищения, преклонения, идеалом и кумиром стал для них капитан Рюмин? Да потому, что он воплотил в себе достоинство и честь настоящего русского офицера. Алексей Ястребов, один из курсантов, безоговорочно верит ему и без слов понимает. В слепом ночном бою в селе, когда вот- вот должно наступить « что-то небывало страшное и таинственное, он хотел одного: видеть Рюмина, быть с ним рядом». Решения, действия , поступки капитана воспитывают в курсантах мужество, достоинство, стойкость. Ему было важно, чтобы кремлёвцы сохранили в себе всё человеческое. Но почему он бросает роту в ночной бой с мотомехбатальоном противника, зная, что она обречена, гибель курсантов неизбежна- они в окружении? Да потому, что у него созревает единственно правильное решение: курсанты не должны знать об окружении, потому что идти с этим назад, значило просто спасаться, заранее устрашась. Ребята должны поверить в свою силу, почувствовать себя солдатами, а не погибли, даже не удостоившись боя. И они поверили, почувствовали и пошли. Как высоко чувство патриотизма в героях повести! Как неиссякаема их любовь к Родине! Они приняли на себя бремя Отчизны, не отделяя от неё свою судьбу, себя. В романе «Прокляты и убиты» В. Астафьев говорит о своих героях, что жестокая сила войны не погасила в них свет добра, справедливости, достоинства, уважения к ближнему своему, к тому, что было, есть в человеке от матери, от отца, от дома родного, от Родины, от России. Это в полной мере относится к героям повести К. Воробьёва. И прав В. Астафьев, сказав: «Повесть «Убиты под Москвой» не прочтёшь просто так, потому что от неё болит сердце, сжимаются кулаки и хочется одного: чтобы никогда- никогда не повторилось то, что произошло с кремлёвскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в полном одиночестве под Москвой». Сегодня мы обращаемся к ветеранам войны с вопросом: «Как жить?» Мы хотим услышать ответ от них, видевших это. Мы всматриваемся в их лица, затушёванные временем, и говорим: «Мы хотели бы быть с вами». Сейчас мы думаем, что поступили бы точно так же. И иной раз нам кажется, что им было проще, потому что у них не было выбора. Эгоистически завидуя им, мы забываем, что завидовать может только тот, кто не был там. Там на войне. Писатель В. Богомолов считает своим долгом рассказать о войне так, чтобы те, кто не вернулся, не могли бы упрекнуть его в неправде. Он хочет, чтобы мы все, живущие сегодня, ощутили сильнее, как много мужества и духовной стойкости потребовала от человека та война. И сколько горечи и боли за страдания своих близких, своего народа, за истерзанную, изуродованную жизнь нёс в себе такой мужественный человек. Из всех произведений В. Богомолова я выбрала повесть «Иван», рассказывающая о двенадцатилетнем мальчике. Нет, не о приключениях храброго юного разведчика, «неуловимого мстителя» в тылу врага написал Богомолов. Он исходил из того, что детям на войне делать нечего, и если там для них нашлось дело, то это несчастье, беда. Он написал об Иване с любовью и нежностью. Он заставляет и наши сердца сжиматься от горечи и любви, от смешанного чувства жалости и гордости. Его редко называют Ванюшей, Ванюшкой. Взрослые сдержанны, ласковые слова мало уместны, нельзя же жалеть мальчонку, а потом снаряжать туда, где не им, а ему предстоит рисковать жизнью. Взрослые, боевые офицеры как бы даже стесняются Ивана, им неловко, беспокойно. В них живёт знание: « мы – то сильные, вооружённые здесь, среди своих, а он, полураздетый, полуголодный, беззащитный, скитается там, во вражьем тылу, за вершок от смерти». Ивана не остановить, не вразумить, не спрятать от войны. Он видел столько страшного, что не может жить нормально, по-детски, пока это страшное не будет уничтожено. Он снова и снова уходит туда, надеется, что всегда будет туда уходить и возвращаться, пока не окончится война. Об Иване говорят, что ему «ненависть душу жжёт». Наверное, этот мальчик очень любил отца, сестрёнку, маму. Наверное, то, что он видел и пережил, не поддаётся словам. Писатель и не ищет таких слов, боясь неправды. Он полагается на наше воображение. Он знает: оно содрогнётся, пытаясь представить себе этот ужас. Когда никого нет, Иван играет в землянке. Мальчик разгорячён, в руке нож, на груди бинокль. Похоже, что, даже играя, он продолжает рассчитываться с врагом. Почти тихие мгновения, но всё той же войны, отнявшей у нашего народа двадцать миллионов жизней. Жестокая, разрушающая и убивающая сила нависает над этими мгновениями. Читая В. Богомолова, понимаешь: этому писателю можно верить. Он говорит о войне с чувством ответственности и боли: «Я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся».
Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою. Пусть всех имён не назову, Нет кровнее родни. Не потому ли я живу, Что умерли они.
Среди лучших произведений о войне – повесть Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние». Это произведение о бессмертии поколения, сражавшегося у Сухиничей, Ржева, Сталинграда. В повести нет масштабных сражений, боёв, решающих победу на соседних участках, нет героических подвигов. Её содержание – каждодневные будни войны, привычный солдатский труд, фронтовое братство. Главный герой повести - лейтенант Третьяков, девятнадцатилетний Володя Третьяков. Он один из тех, кто первый поднимается в атаку, подменяет убитых пулемётчиков, организует круговую оборону. В штабе артиллерийской бригады лейтенант чем-то понравился начальнику разведки, его оставляют при штабе. Ему бы обрадоваться, а он вместо благодарности просится в батарею. Через несколько часов он уже знакомится со своим взводом, а этой же «ночью ведёт орудие к фронту». Этой короткой фразой Бакланов начинает повествование о событиях, исполненных драматизма и фронтовой будничности. Третьякова подстерегает первое испытание, в котором мы видим лейтенанта – солдата, верного воинскому долгу, и совсем ещё мальчишку, решившегося на безрассудный поступок. Продолжительность войны создала свои законы, один из которых то, что происходит сейчас. Писатель показывает «самый страшный час в бою, час ожидания атаки». Приближается минута жестокого боя, который в жизни Третьякова и есть тот самый главный, когда на грани жизни и смерти проявились его нравственная стойкость, гражданская сущность и человечность. В боях, описанных писателем, погибает почти весь взвод. Немногим пережил своих товарищей – батарейцев Володя Третьяков. Критик В Курбатов писал: «Девятнадцатилетний лейтенант умирает после своего «аустерлицкого неба». «И высоко над головою, в высоком ослепительном небе, строй за строем шли белые кучевые облака. Как хорошо в мире, боже ты мой, как просторно!» Когда читаешь о его гибели, внутренне сопротивляешься этому, не хочешь верить, что вместе с облаком взрыва растаял, исчез он, словно никогда и не жил на этой земле, под этим небом. Книга Г. Бакланова потрясает своей жестокой правдой. Читая, ощущаешь свист снарядов, видишь распластанных перед противотанковым рвом пехотинцев, которые и мёртвые как будто продолжают ползти навстречу ураганному огню, а нечеловеческий крик Насруллаева просто преследует. Образ Володи Третьякова укрупняется писателем, приобретает силу художественного обобщения, символа. Это о таких, как он, писал А.Т. Твардовский: «Он пал за мир!» Его судьба – судьба поколения, от имени которого С. Орлов заявил:
А мы такую книгу прочитали… Не нам о недочитанном жалеть. В огне багровом потонули дали И в памяти остались пламенеть.
В своём сочинении я хочу остановиться ещё на одном произведении замечательного писателя Е.И Носова, принадлежащего к поколению, которое пришло в литературу опалённое огнём войны. Для писателя и его героев война – не просто период истории, рубеж, это – незаживающая рана. Большая часть героев его повестей и рассказов люди, пережившие войну: фронтовики, солдатские вдовы, дети. И хотя они предстают перед нами в условиях послевоенной действительности, от пережитого им не уйти. Оно даёт о себе знать буквально на каждом шагу. С огромным интересом читала повести «Моя Джомолунгма», «Красное вино победы». Но неизгладимое впечатление в душе оставил рассказ «Шопен. Соната №2». Евгений Иванович пытается ответить на вопрос: «Оценит ли молодёжь подвиг отцов и дедов?» Оркестранты сахарного завода поехали на открытие памятника героям, павшим в Отечественную войну. Легко, беззаботно едут молодые ребята, перешучиваются со студентами. А руководитель оркестра вспоминает август сорок третьего, танковые завалы под Прохоровкой, погибших товарищей. И так, пересекаясь, но почти до самого конца не сливаясь в одно целое, идут два ряда восприятия жизни.
У памятника, покрытого брезентом, столпились люди разных поколений. Фронтовики вспоминают войну, время, когда они восстанавливали порушенную жизнь. А молодёжь «травит свои байки», заводит знакомства. Зазвучали речи ораторов, но два настроения так и остались неслившимися. А разве не подвигом старших спасена и обеспечена сама возможность существования этой молодой жизни, разве способна она идти вперёд, не переняв опыта отцов и дедов? И в тот момент, когда молодёжь уже совсем собралась «сбацать» шейк, дядя Саша объявляет: «Шопен…Соната… Номер… Два». «Звуки страдания тяжко бились, стонали в тесной горнице, ударялись о стены, окна. И сила скорби, которой была проникнута эта музыка, оказалась такой, что Вера (и отца, и деда её не пощадила война), вдруг закрыв лицо руками, кинулась за занавеску». Дядя Саша и раньше пытался повести своих ребят строем. Но не получалось. А вот сейчас они пошли за своим старшим, как тогда, в 43-м, шли за ним, может быть, их отцы. Сомкнулись два поколения в едином строю. Что причина тому: соната Шопена? Или музыка мобилизовала в памяти ребят то, что у каждого из них незримо связано с войной, с ратным подвигом отцов и дедов? Автор не делает выводов. По-моему, он просит нас задуматься над вопросами, поставленными в рассказе, смысл которого – боль за тех, кто погиб, и вера в молодое поколение. И писатель не обманулся. Сейчас можно с уверенностью сказать, что наше молодое поколение способно достойно продолжить дело своих отцов и дедов. Подтверждение тому – войны в Афганистане и Чечне. Проанализировав данные произведения, я пришла к выводу: художественная литература, изображая войну, борется за мир, показывает бесчеловечность и гибельность её для людей. Победу в жестоких сражениях одержал воин. В камне и бронзе он взошёл на пьедесталы многих памятников. У него сотни имён, тысячи фамилий, у него светлые, иссиня-чёрные волосы, голубые или карие глаза. Ему было 17, 30, а то и 50 лет. Он шёл в бой. Он шёл в бой, потому что Гагарин из будущего просил его об этом, просим мы, живущие. И они шагали под вихрь пуль, шагали и падали в бессмертие. Их подвигу – наш поклон, им – наша песня.