" Химический вечер" - учитель химии Иванова Елена Николаевна
Химический вечер «Самое удивительное вещество».
Цель: ознакомить учащихся с разнообразными, часто аномальными свойствами воды; показать, что в обычном веществе можно обнаружить свойства, не замеченные в обыденной жизни; научить пристальнее вглядываться в окружающий мир, вызвать желание углублять знания
Ведущий. Шла до войны на экранах кинотеатров веселая кинокомедия «Волга – Волга», и был в ней кадр, когда неунывающий водовоз распевал, подстёгивая ленивых лошадей:
Удивительный вопрос:
Почему я водовоз?
Потому что без воды
И ни туды, и ни сюды!
Зрители улыбались, отдельные слова песенки даже стали поговоркой. В этой песенке скрыт глубочайший подтекст один. Попробуем себе представить, как бы выглядела Земля, исчезни с неё внезапно вода. Мрачные зияющие «глазницы» морских и океанских впадин, покрытые толстым слоем солей, некогда растворённых в воде. Пересохшие русла рек, навек замолкнувшие родники. Горные породы разрушились бы, ведь в их состав входит большое количество воды. Ни кустика, ни цветочка. Ни единого живого существа на мёртвой Земле. И безоблачное небо необычного цвета. Давайте разберемся: что же собой представляет вода?
Волька. Что здесь интересного? Вот целый кувшин воды. Но он какой – то странный.
Волька. Это ты, Хоттабыч! У нас сегодня химический вечер. А мне нужно рассказать про воду. Ты поможешь мне?
Хоттабыч. О, Волька! Про воду я знаю все. Иди смело на вечер и слушай меня.
Учитель. Костыльков, расскажи все, что ты знаешь о воде.
Волька Вода, о высокочтимый учитель, самое нужное вещество на земле. Арабская пословица говорит: где вода иссякла, там и страна приходит в упадок, Туркмены любят такую пословицу: вода дороже алмаза.
Учитель. Костыльков, ты как – то странно отвечаешь. Построй свой ответ, как я вас учила: состав вещества, как его доказать, физические и химически свойства, значение воды.
Хоттабыч. Да простит меня высокочтимый учитель, я постараюсь исправить свои ошибки. Вода – один из четырех элементов, из которых состоит все сущее.
Учитель. Как?! Разве вода – элемент? Сколько элементов известно тебе?
Волька. О, высокочтимый учитель, мне известно четыре элемента: вода, огонь, воздух, земля.
Учитель. Что с тобой, Костыльков, уж не заболел, ли ты?
Волька. Нет, я здоров.
Учитель. Ага! Откуда же берется вода, по – твоему?
Волька. Ещё в 17 веке монах Кирхер, тот, что изобрел зажигательное стекло, объяснял, что вся вода проходит через всю Землю в большом канале. На Северном полюсе вода втекает в этот канал, а у Южного вытекает. По подземным потокам вода попадает в колодцы.
Учитель. Значит, мы каждый день умываемся морской водой, которая течет по каналу от Северного полюса? Откуда у тебя такие устаревшие сведения о воде?
Волька, А разве ты не видишь, что я самый старый!
Учитель А, Хоттабыч! Так вот кто рассказал нам о взглядах древних на воду! Приглашаем тебя, Хоттабыч, на наш вечер. Садись, уважаемый, где тебе удобно.
Ведущий. Вот тебе, великий волшебник, послание от членов кружка, здесь написано самое главное о воде.
Хоттабыч. Почесть то, что здесь написано, выше моих сил. Быть может, ты смеешься над старым Хоттабычем?
Ведущий. Нет, я не шучу. Здесь есть запись, но её нужно проявить.
Ведущий. Короткая запись Н О, а сколько трудов положено учеными разных стран ради того, чтобы установить состав воды! Француз А.Л. Лавуазье пропустил водяные пары через раскаленный ружейный ствол и разложил воду на составные элементы – водород и кислород. Тем самым он впервые доказал, что вода - сложное вещество.
Хоттабыч. Значит, неправ Аристотель, утверждающий, что вода – элемент?
Ведущий. Нет, уважаемый Хоттабыч, вода состоит из двух химических элементов т и является сложным веществом. Англичане Кавендиш и Пристли синтезировали воду, сжигая водород в кислород, тем самым они подтвердили состав воды.
Хоттабыч Водород горит в кислороде. А почему вода не горит?
Ведущий. Вода является сама продуктом горения – оксидом водорода.
Хоттабыч. А куда же девался флогистон, который содержится в воде?
Ведущий. Никакого флогистона, Хоттабыч, не существует. Химики прошлого придумали флогистон – субстанцию с отрицательным весом – для объяснения процесса горения. Мы теперь знаем, что горение – это экзотермическая реакция, сопровождающаяся выделением большого количества теплоты. А сейчас, Хоттабыч, послушай, что расскажут наши юные химики о воде. Вода – привычное для нас вещество. И в то же время сколько в нем необычного! Свойства воды не подчиняются общим закономерностям. В её свойствах много отклонений, аномалий.
Аномалия 1. Ближайшие родственники воды – сероводород, селеневодород, теллуроводород – представляют собой газы, которые имеют температуры кипения и плавления ниже 0◦ С. Вода плавится и кипит при значительно более высоких температурах. Известно, что на температуру кипения и плавления вещества оказывает влияние его относительная молекулярная масса: с увеличением её повышаются температуры кипения и плавления. Из четырех веществ вода имеет наименьшую относительную молекулярную массу, но температуры плавления и кипения у неё наивысшие. Эту аномалию можно объяснить тем, что молекулы воды способны сцепляться друг с другом. Атом кислорода одной молекулы воды притягивает атом водорода другой. Связь между молекулами воды называется водородной. За счет нее молекулы связываются друг с другом и образуют целые группы молекул. Это затрудняет испарение воды, а следовательно, повышает температуру плавления и кипения.
Аномалия 2. Вода – единственное вещество, которое при затвердении расширяется. Поэтому плотность льда меньше плотности жидкой воды. Вот почему лед плавает на поверхности воды.
Попробуем вообразить, как выглядел бы мир, если бы вода обладала нормальными свойствами и лёд, был бы, как полагается твёрдому веществу, плотнее жидкой воды. Зимой образовавшийся сверху лёд, как боле плотный, тонул бы, непрерывно опускаясь на дно водоёма. Летом же лёд, защищённый толщей воды, не мог бы растаять. Постепенно все озёра, пруды, реки, ручьи превращались бы в гигантские ледяные гроты. Промёрзли бы моря, океаны. Наш прекрасный цветущий мир был бы сплошной ледяной пустыней, кое – где покрытой тонким слоем талой воды. Чудесной аномалией обладает наше удивительное вещество! Благодаря ей наши водоёмы, которые в сильные морозы защищены ледяной крышей, полны жизни.
Аномалия 3. Самое привычное для нас состояние воды – жидкое. Однако из того что температура кипения воды – её аномальное свойство, следует, что в условиях нашей Земли жидкое и твёрдое состояние её – также аномалия. Нормальным должно быть только газообразное состояние. Невозможно жителям невозможного мира, в котором все свойства воды были бы нормальными, пришлось бы строить специальные машины, чтобы сжимать такую воду, подобно тому как это делаем мы, получая жидкий кислород. Самое обычное свойство воды оказывается необычным и удивительным, если как следует с ним познакомиться и хорошо разобраться.
Аномалия 4. Наличие водородных связей между молекулами затрудняет испарение воды, поэтому у неё очень высокая теплота испарения. Солнце – великий энергетик – нагревает воду, где она есть: в луже, в пруду, в море, в океане. Вода поглощает в своем тонком слое почти всю энергию падающих в неё солнечных лучей и испаряется. Необходимо много очень солнечной энергии, чтобы разъединить молекулы воды и превратить её в пар. Нет ни одного вещества, у которого бы удельная теплота испарения была бы больше, чем у воды. Метеорологи подсчитали, что Солнце испаряет на Земле за 1 мин миллиард тонн воды. Энегрия Солнца, поднятая с водяным паром вверх, неминуемо должна выделиться обратно. Каждую минуту водяной пар отдаёт атмосфере Земли огромное количество энергии – 2, 2 ∙ 10 Дж. Столько энегрии за то же время могли бы выработать 40 млн. электростанций, по миллиону киловатт каждая. Эта энергия переходит в тепловую, нагревая воздух. Это та энергия, которая переносит сотни миллиардов тонн воды по воздуху в облаках и орошает дождями всю поверхность Земли, за счёт неё дует ветры, возникают бури, рождаются штормы и ураганы.
Аномалия 5. В кристаллах льда, как и в жидкой воде, каждая молекула воды связана водородными связями с четырьмя соседними. Поэтому при плавлении льда приходится затрачивать большую энергию. Вода имеет высокую теплоту плавления. Когда наступает зима, образуется лёд, вода отдаёт энергию, поглощённую при плавлении льда, обратно, подогревая землю и воздух. 1 л воды превращаясь в лёд, подогревает на 1◦ С 250 тыс. литров воздуха. Это смягчает переход к суровой зиме, сильным морозам. Именно благодаря этому замечательному свойству воды на нашей планете существуют осень и весна.
Аномалия 6. У воды самое высокое поверхностное натяжение из всех жидкостей, кроме ртути. Поверхность воды всегда затянута тончайшей плёнкой из молекул, прочно связанных водородными связями. По этой плёнке, как по гамаку, бегают водомерки. Измерив площадь опоры лапок у этих насекомых и их вес, можно обнаружить, что водная плёнка выдерживает значительные давления. Силы поверхностного натяжения заставляют воду подниматься из глубины почвы и питать растения. Вода сама поднимается вверх по капиллярным сосудам стволов деревьев и стеблям трав, доставляя растворённые питательные вещества на большую высоту от корней к листьям и плодам.
Аномалия 7. Вода – самое распространённое вещество на Земле, и в то же время мы вправе сказать, что на земле нет чистой воды. Все, что мы называем водой, - растворы тех или иных веществ в воде. Вода – один из лучших растворителей. В ней растворены газы атмосферного воздуха: азот, кислород, углекислый газ, аргон и др. В ней растворены сотни различных соединений почти всех элементов периодической системы .В ней взвешены мельчайшие частички пыли. Это мы и называем чистой водой. Растворённые в воде соли придают ей приятный вкус. В воде некоторых источников содержится большое количество растворённых веществ, и она имеет целебные свойства. Это минеральная вода.
Ведущий. В заключение вечера поговорим о значении воды.
Хоттабыч. Вода – очень нужное вещество, без него нет жизни. Помню, в 523 г. непобедимое 50 – тысячное войско шаха Камбиза переходило через Ливийскую пустыню. Никакой противник не мог противостоять этому войску. Но в пустыне без воды погибли все 50 тыс воинов.
Волька. Ещё бы! Человек не может прожить без воды и трёх дней. Удивительно то, что человек сам состоит на 65 % из воды. Больше всего воды содержится в мозге – 81 %.
Хоттабыч. Одна вода в твоём мозгу, о, Волька!
Волька В молоке содержится 85 – 90 % воды. Да, вода – истинный друг человека. Но она может быть и врагом. Сколько бед приносят наводнения, когда бурные реки выходят из берегов!
Хоттабыч. На моей памяти река Ганг в 1781 г. обрушила на Калькутту штормовую волну и в несколько мгновений уничтожила 300 тыс. человек. В 1876 г. река Брахмапутра унесла в Индийский океан 200. 000 человек.
Волька. И все – таки человек сильнее воды!
Конспект урока по технологии
5 класс
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОТДЕЛКА ФАРТУКА
Учитель технологии Трубачёва Е.В.
29.04.2010г.
Цель урока: познакомить с видами художественной отделки фартука, с приёмом перевода рисунка на ткань, c профессией художника-модельера;
развивать прочные умения и навыки в использовании стебельчатого и тамбурного швов;
воспитывать художественный и эстетический вкус, творческое отношение к труду.
Оборудование. Иглы, нитки катушечные и «мулине», шаблоны, ножницы, булавки, пяльцы, копировальная бумага, фартуки.
Наглядные пособия. Эскизы моделей фартуков, образцы ручных стежков.
ХОД УРОКА
I Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
II Повторение пройденного материала.
- Ребята, давайте повторим пройденный материал.
Устный опрос
1 Как называется процесс построения чертежа фартука? (конструирование).
2. Что нам необходимо, чтобы построить чертёж? (мерки).
3. Какие мерки необходимо снять, чтобы построить чертёж фартука? (Полуобхват Сб, Полуобхват талии Ст, Длина нагрудника Дн, Длина нижней части Днч)
- На столе у вас лежат карточки. Задание Каждому ученику даётся таблица – кто быстро и правильно восстановить текст.
Название мерок | Обозначение мерок | Назначение мерок | Порядок снятия мерок |
Длина нагрудника | Дн |
| От линии талии вверх до желаемой длины |
Длина нижней части | Днч | Определение длины нижней части фартука |
|
Полуобхват талии | Ст |
| По самому тонкому месту туловищ |
Полуобхват бёдер | Сб |
| Горизонтальновокруг бедер |
Определение длины нагрудника | Определение длины пляса | Определение ширины нижней части фартука | От линии талии вниз до желаемой длины |
Длина нагрудника | Дн | Определение длины нагрудника | От линии талии вверх до желаемой длины |
Длина нижней части | Днч | Определение длины нижней части фартука | От линии талии вниз до желаемой длины |
Полуобхват талии | Ст | Определение длины пояса | По самому тонкому месту туловища |
Полуобхват бёдер | Сб | Определение ширины нижней части фартука | Горизонтально вокруг бедер |
- Давайте сделаем вывод: для того чтобы сшить фартук необходимо измерить фигуру человека, построить чертёж выкройки. Как этот процесс называется? (конструирование.)
III Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с видами художественной отделки фартука, c профессией художника-модельера; научитесь переводить рисунок на ткань и будете заниматься отделкой фартука.
IV.Изучение нового материала.
- Ребята, на доске вы видите фартуки. Чем они отличаются друг от друга?
(- Карманы имеют разную форму).
- Отделка у фартуков разная.
(-У фартуков различная форма нижней части.)
- Да, действительно, модели фартуков отличаются друг от друга формой, отделкой.
-То чем одна модель отличается от другой, называется фасоном, (записать в тетрадь).
- Обратите внимание! У этих фартуков разные фасоны. Почему?
- А как добиться чтобы изменить форму или подобрать различную отделку?
(- Изменить фасон)
- И вот процесс изменения формы деталей одежды и подбор различных видов отделки называется моделирование записать в тетрадь).
Моделированием одежды занимается художник-модельер.
- А что вы знаете о профессии художника-модельера?
(Детям заранее дано задание, подготовить сообщение о профессии художника-модельера).
Модельер должен хорошо знать человеческую фигуру, её пропорции и пластику, законы и правила гармоничного сочетания цвета, хорошо разбираться в дополнениях и украшениях, а также в технологии швейного дела.
При моделировании фартука художники-модельеры используют разнообразные виды отделок: вышивку, оборку, тесьму, кружева, аппликацию.
Правило здесь одно: соблюдение чувства меры.
Декоративная строчка выполняется в тон основной ткани. Прокладывают её обычно по контуры мелких деталей – карманов, нагрудников.
Тесьма. Тесьмой обрабатывают срезы изделий, настрачивают по краю детали в один или несколько рядов.
Кружева. Отделка кружевами придаёт изделию более нарядный вид.
Аппликация. Аппликация может быть выполнена из одного или нескольких кусочков ткани. Расположить её можно на любой детали – карманах, нагруднике, нижней части.
Вышивка. Вышивкой можно отделать любую часть фартука.
(Обратить внимание на стенд с вышивкой)
IV Объяснение практической работы.
- Вот сегодня с вами мы и будем вышивкой отделывать фартуки.
Для этого вам надо было на компьютере в сети ИНТЕРНЕТ найти понравившийся орнамент и принести на урок. При вышивании вы будете использовать два вида шва - стебельчатый и тамбурный (показ на доске)
Сначала нам надо будет перевести узор на ткань . Самый простой способ перевода рисунка на ткань –при помощи копировальной бумаги. Им мы и воспользуемся.
Работа с технологической картой (карта прилагается).
На столе у каждого лежит технологическая карта.
- Для чего она нужна?
(- Для последовательности выполнения работы).
№ п.п. | Последовательность операций | Инструменты и приспособления | ТБ |
1. | Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. -положи ткань на свободную поверхность стола; -наложи рисунок на ткань, совмещая осевые линии; - вложи цветную копировальную бумагу между узором и тканью. Красящая сторона должна быть обращена к ткани; - обведи контур узора остро отточенным карандашом. | Копировальная бумага, английские булавки, карандаш | ТБ иглы |
2 | Заправка изделия в пяльцы. -положи меньший обруч пялец на стол, накрой его тканью; - подтяни винт; -натяни ткань в направлениях нитей основы. | Пяльцы, фартук |
|
3. | Заправка нити в иглу. - взять иглу в левую руку, направить ушко в освещённую сторону; - вдеть нитку в ушко иглы. | Фартук, пяльцы, игла, нитки | ТБ иглы |
4. | Закрепление рабочей нитки на ткань. -набираем на иголку две-три нити ткани и протягиваем иголку в образовавшуюся на конце нити петельку; -нить закрепляем двумя-тремя стежками по лицевой стороне и протягиваем нить. | Фартук, пяльцы, игла, нитки, ножницы | ТБ ножницы |
5. | Технология выполнения вышивки стебельчатым и тамбурным швами
| Фартук, пяльцы, игла, нитки, ножницы | ТБ ножницы |
ТБ при работе с иглой.
- до и после работы посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
- во время работы быть внимательными, … Продолжение »