Районный конкурс "Берегите природу".

Сочинения учащихся 4 класса.

Сочинение "Шугаев лес" Филиной Алёны.

Согласно исторической справке, природный заказник, с уникальным ландшафтом «Шугаев лес» или урочище Шугай – бывшая сельская усадьба дворянина Петра Кирилловича Шугаева. Название от фамилии владельца. Напротив центрального входа в музей В.Г.Белинского стоит дом, принадлежащий некогда П.К. Шугаеву. Он оставил заметный след в истории нашего края. В «Памятной книжке Пензенской губернии», вышедшей в 1902 году он упоминается в числе гласных уездного земского собрания и городской Думы. Он, пожалуй, один из первых в уезде стал интересоваться историей края и собирать сведения о жизни замечательных людей. Ещё он прославился тем, что одним из первых в уезде организовал питомник редких деревьев и кустарников. Питомник Шугаев разбил на территории своего имения близ села Свищёвка. Ныне остатки барской усадьбы, известный как Шугаевский лес, входит в число четырёх заповедников Белинского района.

Документы свидетельствуют, что закладка этого лесопарка началась в 1888 году. Создание парка – питомника относится к концу 19 века и продиктовано практической необходимостью. Усадьба находилась на Чембаро – Керенской гряде, где постоянно дули ветры и её надо было защитить от вредных природных воздействий. Не каждое дерево или куст могли прижиться.

Шугаеву пришлось немало потрудиться вложить значительные средства, чтобы создать свой питомник. В 1971 году Шугаевский лес решением Пензенского облисполкома был объявлен заповедной зоной, а в 1982 году Постановлением Совета Министров РСФСР стал заповедником Федерального значения.

Это заповедное место имеет на своей территории площадью 18 гектаров два небольших пруда, колодец с родниковой водой и множество деревьев редких пород – экзотов. Пётр Кириллович Шугаев старался привезти в отдалённую российскую глубинку редкие виды пород деревьев. Густые ельники, светлые березняки, сосновые рощи, тенистые липняки. Как дышится здесь. Как глубоко чувство благодарности к тем, кто сотворил и сохранил этот удивительный лес. В наши дни здесь дружно уживаются разные деревья: берёза обыкновенная; ясень; вяз гладкий; лиственница сибирская; сосна Веймутова, родом из Америки; сосна чёрная; кедр.

А сейчас пройдёмся по заповедным тропам этого леса. А поможет вам не заблудиться старейшая работница Белинского лесничества Валентина Платоновна Точилина. Она единственная в районе женщина – лесничий. Ей знакома здесь каждая тропинка, каждая аллея, наверное, каждое дерево.

В центре урочища, которое имеет правильную прямоугольную форму, находится огромная поляна. В те далёкие годы в южной части этого открытого пространства стоял барский дом – одноэтажный, крытый соломой.

Вблизи находились хозяйственные помещения. Был колодец – журавль.

Все урочище обнесено насыпным земляным валом, на котором в качестве живой изгороди высажена и до сих пор растёт акация.

Входим в ясеневую аллею. Сквозь ажурные кроны деревьев прорываются солнечные лучи. Ровные высокие стволы деревьев так и хочется погладить рукой. Они слегка прохладные, словно шёлковые.

А в лиственничной яме ветви растут на южной стороне деревьев – им там просторнее.

С северной стороны вплотную к лиственницам выросли деревья других пород, которые мешают лиственницам. Их молодые лаковые шишечки с семенками кажутся какими – то ягодами. Семянки созревают, но самосевом ни одно деревце не выросло. Зато распространялась берёза, она уже захватила около пяти гектаров земли, примыкающей к лесу.

В липовой аллеи пахнет баней. Под пологом старых деревьев прорастают молодые побеги, от пней, вокруг изломов свалившихся от времени и ветров лип. Зрелые липы уже отцвели, и на месте соцветий полно орешков – семян. Упав на землю, многие их них тоже прорастают.

Опушка леса – солнечная, весёлая.

Тихо покачивает ветвями белоствольная берёза, трепещет осина, широко раскинул свои огромные ветви красавец – клён, благоухает липа, наполняя воздух своим ароматом.

В глубине леса тепло. Огромные деревья образовали зелёный шатёр. А над ним густые заросли орешника, черёмухи, жимолости, бузины и других кустарников и мелких деревьев. Местами надвинулся мрачный тёмный ельник.

Но вот лес точно отступил, и перед глазами раскинулась поляна – такая свежая, такая яркая. Что трудно удержать улыбку радости. Посреди неё растёт огромный дуб. Ни одно дерево не стесняет его свободного роста. Его ствол так

толст, что с трудом его охватят три человека. Его тёмная зелень даёт густую тень даже в самый солнечный день. На окраине поляны раскинула ветви большая сосна, под тенью которой приютилась молодая ёлочка. А дальше опять берёзы, тополь со своим серым стволом, рябина, липа. Лес становится всё гуще и темнее.

Две лягушки вечерком на лугу сидели

Две лягушки вечерком на луну глядели

В прудах в Шугаевском лесу водятся много лягушек.

Вы знаете, что бить и тиранить лягушек нельзя? Их надо уважать! Хотя бы за то, что первым живым звуком, когда - то раздававшимся на Земле - было кваканье лягушачьих предков. Земноводные стали первыми обмениваться информацией с помощью звуков. А если заглянут вдаль времён, то можно прийти к неожиданному выводу: наша речь – это изменённое кваканье.

Марк Твен сказал: «Лягушкам только образования не хватает, а так они на всё способны».

Травяная лягушка съедает в среднем 1260 разных насекомых за лето. Это большой и серьёзный наш друг.

Шугаев лес промышленного значения не имеет и не может иметь. Он создавался как, лесопарк – для отдыха и наслаждения природой. Им и сейчас можно любоваться и восхищаться.

Спешите узнать свой край.

Сочинение "Берегите природу!" Лашиной Анастасии.

Природа милая, тебе одной я внемлю,

Ты подарила мне и небеса, и землю,

И их помощником я буду век за веком

Лишь оттого, что я родился человеком.

М. Чоконаи

В природе ничто не существует обособленно, все её элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает ухудшение других.

Каждый из нас должен бережно относиться к окружающей природе, помнить, что увеличение населения, рост городов, интенсивное промышленное строительство, механизация сельского хозяйства и транспорта накладывают на человека новые обязательства по отношению к природе.

Этого, к сожалению, многие еще не понимают, поэтому, в ряде мест у нас и наблюдается обеднение природы.

Некоторые виды полезных растений и животных нашей зоны уже не встретишь в природе.

Каждый гражданин должен по возможности обогащать природу, и ни при каких обстоятельствах не обеднять её.

А для этого, прежде всего, нужно усвоить некоторые простые правила поведения в природе.

Чем ближе к крупному населенному пункту, тем бережнее нужно относиться к природе. Сознательный человек, отправляющийся на прогулку, не захочет вернуться с огромной охапкой сорванных растений, а ограничится небольшим, со вкусом составленным букетом.

Вообще собирать цветы можно только в том случае, если имеется твердое намерение их целесообразно использовать – составить гербарии или украсить свою комнату букетом свежих цветов. Который будет стоять не несколько часов, а несколько дней. Лучше брать цветы на обратном пути и в бутонах. Рвать много цветов, с тем, чтобы бросить их на дороге или тотчас по возвращении домой, - недопустимая расточительность.

Нужно бережно относиться ко всем живым существам: млекопитающим, птицам, рыбам, земноводным, насекомым. Они участники великого круговорота в природе.

Птицы приносят огромную пользу. Ни в коем случае нельзя разорять гнезда. Нельзя тревожить птенцов в гнездах, брать яйца.

Нельзя ловить насекомых для забавы, ловить для забавы стрекоз.

Строго соблюдайте правила охраны лесов. Будьте активными участниками охраны природы. Нельзя проходить мимо всего, что нарушает ее единство, наносит часто непоправимый вред народному хозяйству.

Вот что говорил выдающийся советский писатель – мудрец и поэт М.М. Пришвин: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степь, горы…. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».

Обращение.

«Юный друг! Ты живёшь в Белинском районе, где протекает река Большой

Чембар, малый Чембар, Ворона. Издавна люди селились по берегам рек, потому что без воды, как без солнца, нельзя жить. Ты пользуешься ежедневно водой и не задумываешься о том, сколько тратишь воды, в каком она состоянии, каковы её запасы. Ты можешь расчистить и огородить родники, посадить деревья по берегам рек, организовать ребят на очистку берегов от завалов мусора, установить «голубые патрули» у мест, где жители села сваливают в водоём бытовые отходы. Критиковать в местной газете тех, кто загрязняет реки.

Ты имеешь право обратиться за помощью в районную экологическую службу. Только конкретные дела помогут спасти наши реки, а вместе с ними и людей, живущих на их берегах, от различных болезней. Реки ждут твоих заботливых рук. Помоги им!!!

Учащиеся 2, 4 классов с. Верхние Поляны.

Доклад.

"Человек и природа.

Человек живёт на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями. В воде рыбы ходят косяками¸ в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, говорят на одном языке. делают одно общее дело и называеются народом. То место, где родился человек, называется Родиной. Мы не мыслим своей жизни без её лесов, полей, рек, озёр.

Михаил Пришвин сказал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять родину».

Книга природы открывается для всех, но по- настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать её язык. Поэтому каждый по – своему любит природу и по – своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку черёмухи,

не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчёл, стрекоз, бабочек, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовёшь такого человека частью природы, её детищем.

Установлено, что на Земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов высших растений. И все они стали жертвами деятельности человека. Учёные всего мира бьют тревогу.

А загрязнение почв, воды, воздуха, оскудение животного и растительного мира на планете приобрело глобальные масштабы.

Родина…. Родная природа…

Эти слова наполнены для нас глубоким смыслом.

Подготовила Погодина Олеся

ученица 4 класса.

Внеклассное мероприятие

Судьба природы - судьба народа.

Учитель: Рындина Т.П.

Цели: показать учащимся необходимость охраны природы; познакомить с Красной книгой; с экологическими правилами; учить бережно относиться ко всем компонентам природы; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать гуманное отношение к природе.

Оборудование: Красная книга; картины с изображением природы; высказывание писателей о природе; запись песен; выставка книг о природе; памятки – обращения ко всем участникам мероприятия.

Эпиграфы на доске:

Земля должна быть достойна человека, и для того, чтоб она была вполне достойна его, человек должен устраивать землю так же заботливо, как он привык устраивать своё жильё, свой дом.

А.М. Горький

Охранять природу – значить охранять Родину

М. Пришвин

Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.

К. Паустовский

«Человек должен украшать землю»

М.А. Шолохов

«Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын её».

И.С. Тургенев

Глобус с надписью:

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте…

Дайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте…

1- й ученик.

На нашем шаре на земном,

Где мы родились и живём,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес

Полны таинственных чудес.

2 – й ученик.

По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветёт,
В степи ковыль, как нежный шёлк,

Расчёсывает ветерок.

Гремит на скалах водопад,

А в синем море синий кит-

Большой, как дым, на волнах спит.

3 –йученик

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

Чтоб был в источниках нарзан,

С полянки – земляника,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой.

4 – й ученик

Ты – тоже часть её чудес,

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течёт,

И по весне сирень цветёт.

И надо постараться,

Нам с этим не расстаться.

Учитель.

Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Сегодня вашему вниманию предлагаем классный час «Судьба природы – наш судьба».

Как вы думайте, нужна ли природе помощь человека? В чём? Почему?

5 – й ученик.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

6 – й ученик.

Утром солнышко встаёт,

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я,-

Здравствуй, улица моя!

Я пою – и в вышине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

Ты скорей, дружок, расти.

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветрам я,

Отвечаю солнцу я, -

Здравствуй, Родина моя!

7 – й ученик.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

8 – й ученик.

В нас молчало безумное «стой!».

Нам казалось всё мало, всё мало,

А потом в толчее городской

Мы охапками тащили устало

И не видели, как из –под ног

Молчаливо, дыша еле – еле,

Обречённо глядел василёк,

Безнадежно гвоздики глядели…

сценка «Девочка – ромашка».

Ромашка ( в руках лекарственные травы)

Много трав растёт полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма.

Я хочу тебе, дружок,

Дать в букет ещё цветок.

(протягивает пучок дурмана)

Ромашка.

Разгадала твой обман!

Посмотрите, вот дурман –

Ядовитая трава.

Разболится голова

От подарка твоего

Забирай его назад!

(Травяная ведьма убегает)

Ромашка

Ох уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость. То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.

Травяная ведьма.

Я одумалась, ребята,

Лучше вместе в лес пойдём,

Соберём шалфей и мяту,
Нежный ландышей нарвём.

Дома их поставим в воду.

Ромашка.

Поняла я, братцы, сразу

Хитрый замысел её.

(загораживает ребят от ведьмы, она грозит Ромашке кулаками и убегает)

Ромашка

Мы растенья эти знаем,

Бережём и охраняем

От таких лихих, как эта,

Собирательниц букетов.

В книгу Красную они

Уж давно занесены.

Мы их рвём не на потеху,

Отнесём мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди сделают лекарства.

Учитель

Ребята, а кто знает, что такое Красная книга? (это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесённых в эту книгу, охранять нужно особенно бережно)

Певец природы, писатель М. Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое. Очень важно чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не погубит птицу.

Песня «Раненая птица».

Учитель

Человек живёт на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями. В воде рыбы ходят косяками¸ в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, говорят на одном языке. делают одно общее дело и называеются народом. То место, где родился человек, называется Родиной. Мы не мыслим своей жизни без её лесов, полей, рек, озёр.

Михаил Пришвин сказал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять родину».

Книга природы открывается для всех, но по- настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать её язык. Поэтому каждый по – своему любит природу и по – своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку черёмухи, не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчёл, стрекоз, бабочек, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовёшь такого человека частью природы, её детищем.

Установлено, что на Земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов высших растений. И все они стали жертвами деятельности человека. Учёные всего мира бьют тревогу.

А загрязнение почв, воды, воздуха, оскудение животного и растительного мира на планете приобрело глобальные масштабы.

Родина…. Родная природа…

Эти слова наполнены для нас глубоким смыслом.

Ученик.

Услышу ль шум в полдневный час,

Журчанье ль струй средь камушков у брода.

О, люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна по имени Природа!

У ней для всех хватает доброты….

И мы живём, запечатлев навеки

В душе её прекрасные черты –

Поля, луга, леса, моря и реки.

Три клада у Природы есть: вода,

Земля и воздух – три её основы.

Какая бы ни грянула беда,

Целы они – все возродится снова.

«Зелёный друг» - так пишем мы подчас

И говорим про лес. И в час досуга

Мы навестить всегда готовы друга.

- В лес, в лес! – и он одаривает нас

Всем, чем богат. Там травы до колен.

А там грибы… Не сбейся только с круга.

Но честно ль это: всё забрать у друга

И ничего не дать ему взамен!?

1 – й ученик.

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди плачут

И росу роняют на песок.

2 – й ученик.

Мы безмерно богаты.

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых –

Просто диву даёшься.

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково –

И, гляди, удивится:

Как же, фауна, дескать,

Как же, наше богатство-

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство…

3 – й ученик.

Птичье царство, и только?

Ну, дрозды,

Ну, синички…

Где запомнишь все клички,

Просто птички – и только!

А цветы разве знаем

На лугах?

Разве ценим?

Все травой называем,

А подкошены – сеном.

И с деревьями то же:

Роща, в общем и целом…

Ель от пихты не можем

Отличить грешным делом.

4 – й ученик.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим,

Не жалеем.

Нм за что не в ответе.

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

Не хозяева вроде,

Так добро своё губим.

А гордимся природой

И отечество любим.

5 – й ученик.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Учитель

Трудно представить себе Землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена.

Ученик.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой. Багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной.

Песня «Лесной марш».

1. Нам птицы просигналили подъём,

Привычными тропинками проходим мы,

Мы каждую берёзку сбережём

В лесах любимой Родины.

Припев:

Мы сами написали в лесной зелёной книжке

О том, что есть у леса надёжные друзья.

Такие же девчонки, такие же мальчишки,

Такие же счастливые, как ты и я.

Учитель

Люди не могут обойтись без леса. Без него уже давно прекратилась бы жизнь на Земле. Ведь листья деревьев и травы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем и который выбрасывают заводы, фабрики, автомобили. Если человек может прожить без пищи больше месяца, а без воды 5 дней, то без кислорода – не более 3 минут.

Частушки.

1. Воздух весь пропитан ядом,

Предприятия дымят,

Всё живое дышит смрадом-

Противогаз надеть велят!

2. Городская теплотрасса

В речку грязный сток даёт.

Каждый день и каждый час

Гибнет реченька у нас!

3. Раньше ели овощи,

Были очень рады.

А теперь нельзя их есть:

Говорят, нитраты!

4. Была речка чистая,

Чистая, лучистая.

Но построили завод,

И не стало чистых вод.

5.Набросали банки, склянки,

Даже бросили бревно.

И от этого завода

Стало всё грязным – грязно.

Сценка.

Мальчик.

Сейчас, дорогие друзья…

Девочка.

Стоп, стоп, стоп!!!!

Мальчик.

Почему ты меня останавливаешь?

Девочка.

Я останавливаю? Я помогаю

Мальчик

Хорошенькая помощь. Ни с того ни с сего кричит: «стоп, стоп, стоп!» я даже забыл. Что хотел сказать.

Девочка.

Зато я знаю: стоп – это.

Мальчик

Опять «Стоп!»

Девочка

Да, именно, «Стоп» ведь это название театра – сатирический театр охраны природы.

Мальчик

Ах, вон что! Оригинально. Но, по – моему. Напоминает Правила дорожного движения

Девочка

Увы, нарушителей Закона охраны природы гораздо больше, чем нарушителей на дорогах. Поэтому мы и назвали наш театр «Стоп»!

Стоп – расхитителям!

Стоп – браконьерам!

Сем, кто природу

Тратит без меры!

Мальчик.

Стоп – нерадивым,

Стоп – бюрократам!

Долг наш пред нею

Вырос стократно!....

Песня на мотив «Аист на крыше»

1. Где это было? Когда это было?

В детстве, а может, сне.

Воздух был чистым, не запылённым,

Как по весне.

Припев.

Люди, прошу вас, потише, потише!

Отходы пусть сгинут во мгле!

Воздух, будь чистым!

Вода, будь прозрачной!

А мы – на Земле!

2. Уж не напиться и не умыться-

Химия вместо воды:

Рыбки исчезли, птички пропали,

А сажи – пуды!

Припев

3. Валим отходы и мусор мы в речку:

Дескать, вода унесёт.

Но у воды есть пределы терпенью,

смотрите ж вперёд!

Припев.

Песня «Чунга – чанга».

1.Чугна – чанга, воздух весь в пыли!

Чунга – чанга, вот этим дышим мы!

Чунга – чанга, газы травят нас!

Чунга – чанга, зависит всё от нас!

Припев.

Чунга – чанга, чунга – чанга.

Жить в стране «легко и просто» - 2 раза

Чунга – чанга!

Наше счастье постоянно:

Жуй отходы, ешь нитраты, чунга – чанга!

Учитель.

А сколько прекрасных стихотворений написано поэтами о природе и её охране!

Конкурс чтецов «Берегите Землю!»

Учитель

В июне 1980 года в нашей стране приняты законы об охране природы.

- А как мы можем помочь природе?

Назовите правила друзей природы

1. Не разоряй муравейников.

2. Не спугивай птиц с гнезда, не разоряй гнезд, не лови птенцов, не нарушай маскировку гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники.

3. Не рви цветов, не ломай ветки деревьев, не делай на коре надрезы: в них поселяться споры грибов – трутовиков, разрушающих деревья.

4. Расчищай лес от сушняка: он убежище для различных вредителей.

5. Не засоряй мусором водоёмы.

6. Участвуй в посадке и охране зелёных насаждений.

7. Не повреди грибницы, собирая грибы. Помни, что грибы нужны не только нам, но и кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогай и ядовитые грибы.

8. Не шуми в лесу, не пугай животных, Оберегай шмелей, пчёл, бабочек: все они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки. Подкармливай солью лосей и других животных.

9. Не разводи костров в лесу. Не оставляй мусор после себя.

Учитель.

Давайте отдадимся на милость природы. Ей даже обидно. Мы даже в лёгкий тёплый дождик прыгаем под зонтик. А кто из нас последний раз бывал в лесу на зелёной травке? В лес идёшь, как на свалку – консервные банки валяются, на берегу нашей речки бутылки разложены, моют машины. А давайте доверчиво войдём в лес и побродим. И пусть льёт дождик и промочит нас насквозь, а солнце затем высушит. И пройдём мы мимо маленькой ёлочки, не тронем её. Шлёпнемся в воду. Если повезёт поудим рыбку. Если повезёт, увидим зайчонка. Мы станем с природой говорить на одном языке.

Ребята составили обращения ко всем людям

Обращение.

«Юный друг! Ты живёшь в Белинском районе, где протекает река Большой

Чембар, малый Чембар, Ворона. Издавна люди селились по берегам рек, потому что без воды, как без солнца, нельзя жить. Ты пользуешься ежедневно водой и не задумываешься о том, что сколько тратишь воды, в каком она состоянии, каковы её запасы. Ты можешь расчистить и огородить родники, посадить деревья по берегам рек, организовать ребят на очистку берегов от завалов мусора, установить «голубые патрули» у мест, где жители села сваливают в водоём бытовые отходы. Критиковать в местной газете тех, кто загрязняет реки.

Ты имеешь право обратиться за помощью в районную экологическую службу. Только конкретные дела помогут спасти наши реки, а вместе с ними и людей, живущих на их берегах, от различных болезней. Реки ждут твоих заботливых рук. Помоги им!!!»

Учитель:

Я уверена, что вы будете беречь всё живое на Земле, охранять природу. Но чтобы оказать помощь природе надо много знать. Давайте проверим ваши знания.

Экологическая викторина «Вопросы Лесовика».

Учитель. Отгадайте, кто пришёл к нам в гости

Он владелец лесов, знает, кто в них живёт.

Поиграет с вами в прятки, загадает вам загадки.

(лесовичок)

Лесовик.

Ребята, будьте внимательны. За каждый правильный ответ вы получите жетон.

1. Что такое «замор» рыбы? (Гибель рыбы подо льдом из –за нехватки кислорода в воде. Вот почему на реках надо делать лунки, чтобы был доступ воздуха в воду)

2. Назовите животного водоёмов, которое является настоящим живым фильтром (улитка, пропуская через себя воду, улитка очищает её. Вот почему улиток селят в аквариумы)

3. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы)

4. Почему нельзя рвать цветы? (они не успевают дать семена)

5. Какую пользу приносят дождевые черви? (рыхлят почву, улучшают её плодородие)

6. Назовите друзей леса среди животных? (муравьи, дятлы)

7. Назовите главного коварного врага леса? ( Пожар) Почему опасен пожар в лесу?

8. Может ли гриб дерево съест? (да, трутовик разрушает древесину, превращая её в труху)

9. почему весной строго запрещается охота на пушных зверей? (происходит линька животных – мех непригоден, но главное, что весной животные дают потомство, которое надо кормить, воспитывать, учить выживать)

10. Кто такие слетки? Почему нельзя их трогать? (птенцы, которые выпали из гнезда)

11. Почему нельзя трогать яйца птиц руками? (многие птицы после этого бросают гнёздо)

12. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и покармливать их? (зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно)

13. Пользу или вред приносят синицы зимой, когда все насекомые спят? (пользу, зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавших насекомых, их яйца, личинки и поедают их)

14. Почему нельзя убивать стрекоз? (они уничтожают множество комаров, мух и других летающих насекомых)

Лесовик.

Молодцы, ребята, за вашу находчивость и смекалку.

Учитель.

Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас - леса, горы, поля, реки, моря, океаны, небо, солнце, звери, птицы. Это природа! Природа кормит нас, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Трудно представит себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. Береги природу!

Ученик.

Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна;

Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.

Мы общей жизни зёрна, одной судьбы родня,

Нам пировать позорно в счёт будущего дня.

2 –й ученик.

И в школе учат вас не зря,

Тут вся надежда на тебя.

Мы начали, ты продолжай,

Ни перед чем не отступай!

3 –й ученик.

Ни перед жадностью войны,

Ни перед глупостью людской,

Да сохранится шар земной!

Песня «Не дразните собак».

Человек и природа.

Человек живёт на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями. В воде рыбы ходят косяками¸ в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, говорят на одном языке. делают одно общее дело и называеются народом. То место, где родился человек, называется Родиной. Мы не мыслим своей жизни без её лесов, полей, рек, озёр.

Михаил Пришвин сказал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять родину».

Книга природы открывается для всех, но по- настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать её язык. Поэтому каждый по – своему любит природу и по – своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку черёмухи,

не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчёл, стрекоз, бабочек, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовёшь такого человека частью природы, её детищем.

Установлено, что на Земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов высших растений. И все они стали жертвами деятельности человека. Учёные всего мира бьют тревогу.

А загрязнение почв, воды, воздуха, оскудение животного и растительного мира на планете приобрело глобальные масштабы.

Родина…. Родная природа…

Эти слова наполнены для нас глубоким смыслом.

Урок окружающего мира

класс. "Красная книга".

Учитель: Т.П. Рындина

Цель: познакомить детей с Красной книгой; расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Красная книга России и Красная книга Пензенской области; слайды и рисунки растений и животных, о которых пойдёт речь на уроке; атлас – определитель «От земли до неба»; атлас Пензенской области; выставка картин о природе; рабочая и проверочная тетради; выставка книг о животных и растениях Красной книги..

Ход урока

1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2. Проверка домашнего задания.

-Назовите животных живого уголка (рыбки, канарейка, попугайчики, морские свинки, хомячки).

- Назовите породы домашних кошек. А сколько всего пород? (60)

- Назовите породы собак. Сколько их в мире? (400)

- Как ухаживать за кошкой и собакой?

- А нужны ли они нам? Если да, то для чего?

3.Введение в тему.

Стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете».

Все – все на свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников,

Злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мёд

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем – то

Не очень дружны -

Мы всё - таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто – нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,
Ошибкой окажется.

Учитель: Поэт Рыленков в своём стихотворении утверждает, что все богатство русской природы принадлежит народу, значит, вам, ребята.

Филина Алёна

1 й ученик: Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

2 – й ученик: Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом.

4. Сообщение темы.

- Так почему нельзя разорять, разрушать?

Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

А говорить мы будем о тех животных и птицах которые находятся на грани исчезновения и которых занесли в Красную книгу.

Эта книга не совсем обычная, цвет у этой книги красный.

Как вы думайте, что символизирует красный цвет? (это сигнал тревоги, опасности, предупреждения). В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они могут погибнуть. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.

5. Создание Красной книги.

Начиная с 1600 г, на нашей планете вымерло много видов животных. За малым исключением, все эти животные вымерли по вине человека. К началу 20 века стало очевидно. Что необходимо принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов – МСОП. Его главной задачей было выявление видов животных, а позднее – растений, которые находились на грани исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.

Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой.

- Для чего нужна Красная книга? (она информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять).

Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она ещё раз переиздавалась.

Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и все новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.

В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Это был 1 том. Но не все виды поместились, поэтому в 1984 году вышло 2 тома. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано всё: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, по каким причинам исчезает. Но главное – что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания.

6. Знакомство с растениями.

1- й ученик: На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лет

2-й ученик. Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений.

Учитель: Давайте познакомимся с некоторыми

а) редкими растениями, которые занесены в Красную книгу.

(показ слайдов)

Венерин башмачок встречается в лесах. Цветки его по форме напоминают башмачки. Зацветает это растение на 15 – 17 м году жизни.

Учитель

Бежала – бежала красавица и обронила башмачок, золотой, с красновато – коричневыми ленточками, и превратился он в прекрасный цветок. Во многих странах мира это растение так и называют – дамская туфелька, девичий башмачок… Венериным он назван в честь древнеримской богини красоты - Венеры.

Женьшень – ценнейшее лекарственное растение. Название его в переводе с китайского языка означает «человек – корень». Он по форме напоминает человеческую фигуру.

Ландыш

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит,

Мне кажется: его задень он тихонько зазвенит.

Колокольчик

Колокольчики мои, цветики степные,

Что глядите на меня, тёмно – голубые?

И о чём звените вы в день весёлый мая,

Средь некошеной травы головой качая.

Ученик.

А может быть, говорят цветы о том. Как много их гибнет от рук человека и как с каждым годом их становится всё меньше и меньше?

В час раздумий и наших и тревог.

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

Работа с атласом Пензенской области

Страница 21

Учитель: а сейчас посмотрим, какие растения стали редкими в нашей области, для этого откроем атлас на странице 16 (рябчик русский, венерин башмачок, ятрышник обожённый, ковыль опушеннолистный, водяной орех, ковыль перистый).

Читают слайд

Рябчик русский – травянистое растение семейства лилейных. Прямостоячий стол высотой 15 – 30 см заканчивается одиночным или парным цветком, имеющим 6 лепестков буровато- жёлтого цвета. Цветёт в мае.

7. Знакомство с животными.

Учитель:

б) гибнут не только растения, но и животные.

- Почему некоторых животных остаётся очень мало на Земле или они совсем исчезают?

Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы брать у неё всё снова само собой восстановится. Но они просчитались Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой. Это означает, что их мало, и они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.

(показ слайдов)

1 – ученик. Белый журавль (стерх) – удивительно красивая и очень редкая птица. В природе их осталось так мало, что люди стали выращивать журавлей в специальном питомнике.

2 -й ученик. Зубр – живёт в лесах. В прошлом почти все зубры были уничтожены. Людям с огромным трудом удалось спасти этого зверя.

3 – й ученик. Амурский тигр живёт на Дальнем востоке нашей страны, их осталось всего 200 животных.

Учитель: Давайте узнаем о наших животных в Пензенской области.

Атлас страница17, 18.

(выхухоль, дрофа, балобан, скопа, беркут, бабочка аполлон и др.)

Найдите страницу 22, найдите Белинский. Какие животные занесены в Красную книгу? (выхухоль)

В Белинском районе на реке Ворона в Поиме находится выхухоль.

Выхухоль – мелкий зверёк с длинным уплощённым с боков хвостом. Длина тела 18 -22, хвоста 17 -21 см. Крупная голова, оканчивается уплощённым подвижным хоботком. Глаза маленькие. Уши не выступают из меха. Между пальцами имеются плавательные перепонки.

А какие стали редкими? ( Орёл – карлик, журавль серый, осоед обыкновенный) (показ из Красной книги Пензенской области)

в) работа с учебником.

Откроем учебник прочитаем о Красной книге (1 абзац).

Прочитайте о тех растениях и животных, о которых вы не говорили.

(Лотос, дровосек реликтовый) – чтение учащимися

г) работа с тетрадями

1) проверочная тетрадь стр. 16 – 17

2) рабочая тетрадь стр. 33

д) работа с атласом «От земли до неба».

8. Закрепление изученного.

1) Экологическая игра «Угадай по описанию

Описание 1.Это удивительное красивая птица, гордость нашей фауны: совершенно белая с чёрными концами крыльев, красным клювом и красными ногами. Международным союзом по охране природы она отнесена к вымирающим видам. Гнездится только в России и только в двух местах – в тундре на севере Якутии и на болотах в низовьях Оби.

(Стерх или белый журавль).

Описание 2. Это животное – крупная и опасная лесная кошка, кровожадный хищник. Она очень осторожна: неслышно ходит и далеко слышит, умеет забираться на высокие густые деревья. Занесена в Красную книгу (рысь).

Учитель

9. Задание на дом: приготовит рассказ о животном или растении из Красной книги.

10.Итог урока.

Учитель: какие растения и животные занесены в Красную книгу?

Ученик

Этот список можно продолжать и продолжать.

Многие такие известные нам птицы, животные, рыбы, насекомые, растения исчезают с Земли каждый год, каждый день, каждый час. И чтобы такое не случилось, мы должны помогать природе.

Ученица.

Нас много, ребята,

Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада

Посадит сейчас.

Учитель

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю! Берегите!

Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Всё прекрасное на земле – от солнца, и всё хорошее – от человека» (на доске).

- Спасибо за урок. Всем здоровья, успехов в течения всего дня.

Путешествие в Шугаев лес

Учитель:

Володина Т.Т.

МОУ ООШ с. Верхние Поляны

Белинский район

Пензенской области

1-я девочка.

Весь мир в руках у нас, им управляют люди,

Узнать хотим сейчас, что завтра с миром будет.

2 – я девочка.

Мы к вам заехали на час.

1. Привет.

2. Бонжур.

3. Хэллу.

Всё, что расскажем, вам сейчас волнует нас давно.

Все.

Ну – ка, все вместе, уши развесьте

Нужно обязательно слушать нас внимательно.

Ведущий.

Позвольте представиться: экологическая команда Верхнеполянской школы.

Мы сегодня совершим путешествие в уникальное заповедное место в Шугаев лес или урочище «Шугай».

Если бы вы взглянули на этот лес с вертолёта, то увидели бы квадрат площадью 18 гектаров. Где он расположен? А знаете ли вы, с каких времён стоит этот лес? Знаете, что растёт в нём? Кто посадил его? Какие животные и птицы обитают в нём? Много вопросов? Ждите ответа. Об этом расскажет всё живая газета.

Ведущий 2.

Страницу первую для вас открыл поэт.

Его рассказ.

Ведущий.

Лес утопает в потоках вешних талых вод.

Над ним синеет небосвод, и тихо почки набухают.

В проталинах и на пригорках уже подснежники цветут.

Трава пробилась там и тут, и солнце в небе смотрит зорко.

Синицы свистом оглашают приход весны. В свой дом родной, как будто в ближний выходной нас на прогулку приглашают.

Ты с добрым сердцем в лес приди, в твоих руках его защита. Природой будет не забыта твоя забота. Стой! Не навреди!

Ведущий 1.

Перевернув страницу эту, мы передали эстафету историку. Ведь только он вернуть нас сможет вглубь времён!

Мальчик.

Согласно исторической справке, природный заказник, с уникальным ландшафтом «Шугаев лес» или урочище Шугай – бывшая сельская усадьба дворянина Петра Кирилловича Шугаева. Название от фамилии владельца. Напротив центрального входа в музей В.Г.Белинского стоит дом, принадлежащий некогда П.К. Шугаеву. Он оставил заметный след в истории нашего края. В «Памятной книжке Пензенской губернии», вышедшей в 1902 году он упоминается в числе гласных уездного земского собрания и городской Думы. Он, пожалуй, один из первых в уезде стал интересоваться историей края и собирать сведения о жизни замечательных людей. Ещё он прославился тем, что одним из первых в уезде организовал питомник редких деревьев и кустарников. Питомник Шугаев разбил на территории своего имения близ села Свищёвка. Ныне остатки барской усадьбы, известный как Шугаевский лес, входит в число четырёх заповедников Белинского района.

Девочка.

Документы свидетельствуют, что закладка этого лесопарка началась в 1888 году. Создание парка – питомника относится к концу 19 века и продиктовано практической необходимостью. Усадьба находилась на Чембаро – Керенской гряде, где постоянно дули ветры и её надо было защитить от вредных природных воздействий. Не каждое дерево или куст могли прижиться.

Шугаеву пришлось немало потрудиться, вложить значительные средства, чтобы создать свой питомник.

Девочка.

В 1971 году Шугаевский лес решением Пензенского облисполкома был объявлен заповедной зоной, а в 1982 году Постановлением Совета Министров РСФСР стал заповедником Федерального значения.

Ведущий.

Про жизнь леса изнутри расскажет вам страница три. Узнаем с вами поскорей о том, кто обитает в ней.

1. Это заповедное место имеет на своей территории площадью 18 гектаров два небольших пруда, колодец с родниковой водой и множество деревьев редких пород – экзотов. Пётр Кириллович Шугаев старался привезти в отдалённую российскую глубинку редкие виды пород деревьев. Густые ельники, светлые березняки, сосновые рощи, тенистые липняки. Как дышится здесь. Как глубоко чувство благодарности к тем, кто сотворил и сохранил этот удивительный лес. В наши дни здесь дружно уживаются разные деревья: берёза обыкновенная; ясень; вяз гладкий; лиственница сибирская; сосна Веймутова, родом из Америки; сосна чёрная; кедр.

2. А сейчас пройдёмся по заповедным тропам этого леса. А поможет вам не заблудиться старейшая работница Белинского лесничества Валентина Платоновна Точилина. Она единственная в районе женщина – лесничий. Ей знакома здесь каждая тропинка, каждая аллея, наверное, каждое дерево.

3. В центре урочища, которое имеет правильную прямоугольную форму, находится огромная поляна. В те далёкие годы в южной части этого открытого пространства стоял барский дом – одноэтажный, крытый соломой.

Вблизи находились хозяйственные помещения. Был колодец – журавль.

4. Все урочище обнесено насыпным земляным валом, на котором в качестве живой изгороди высажена и до сих пор растёт акация.

5. Входим в ясеневую аллею. Сквозь ажурные кроны деревьев прорываются солнечные лучи. Ровные высокие стволы деревьев так и хочется погладить рукой. Они слегка прохладные, словно шёлковые.

6. А в лиственничной аллее ветви растут на южной стороне деревьев – им там просторнее.

С северной стороны вплотную к лиственницам выросли деревья других пород, которые мешают лиственницам. Их молодые лаковые шишечки с семенками кажутся какими – то ягодами. Семянки созревают, но самосевом ни одно деревце не выросло. Зато распространялась берёза, она уже захватила около пяти гектаров земли, примыкающей к лесу.

7. В липовой аллеи пахнет парной баней. Под пологом старых деревьев прорастают молодые побеги, от пней, вокруг изломов свалившихся от времени и ветров лип. Зрелые липы уже отцвели, и на месте соцветий полно орешков – семян. Упав на землю, многие из них тоже прорастают.

8. Опушка леса – солнечная, весёлая.

Тихо покачивает ветвями белоствольная берёза, трепещет осина, широко раскинул свои огромные ветви красавец – клён, благоухает липа, наполняя воздух своим ароматом.

9. В глубине леса темно. Огромные деревья образовали зелёный шатёр. А под ним густые заросли орешника, черёмухи, жимолости, бузины и других кустарников и мелких деревьев. Местами надвинулся мрачный тёмный ельник.

10. Но вот лес точно отступил, и перед глазами раскинулась поляна – такая свежая, такая яркая. Что трудно удержать улыбку радости. Посреди неё растёт огромный дуб. Ни одно дерево не стесняет его свободного роста. Его ствол так толст, что с трудом его охватят три человека. Его тёмная зелень даёт густую тень даже в самый солнечный день. На окраине поляны раскинула ветви большая сосна, под тенью которой приютилась молодая ёлочка. А дальше опять берёзы, тополь со своим серым стволом, рябина, липа. Лес становится всё гуще и темнее.

11. Шугаев лес промышленного значения не имеет и не может иметь. Он создавался как, лесопарк – для отдыха и наслаждения природой. Им и сейчас можно любоваться и восхищаться.

Ведущий.

Спешите узнать свой край.

Страницу пятую для вас открыть готовы мы сейчас. Названье, неизвестно! Читайте: это интересно!

Две лягушки вечерком на лугу сидели

Две лягушки вечерком на луну глядели

В прудах в Шугаевском лесу водятся много лягушек.

Мальчик.

Вы знаете, что бить и тиранить лягушек нельзя? Их надо уважать! Хотя бы за то, что первым живым звуком, когда- то раздававшимся на Земле - было кваканье лягушачьих предков. Земноводные стали первыми обмениваться информацией с помощью звуков. А если заглянут вдаль времён, то можно прийти к неожиданному выводу: наша речь – это изменённое кваканье.

Мальчик.

Марк Твен сказал: «Лягушкам только образования не хватает, а так они на всё способны.

Девочка.

Травяная лягушка съедает в среднем 1260 разных насекомых за лето. Это большой и серьёзный наш друг.

Ведущий.

А сейчас чёрный юмор в коротких штанишках.

1. Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик

Да, щелочь там, а не вода

Значит, мячику хана!

2. Я люблю свою лошадку

Расчешу ей шёрстку гладко.

Да на ней и гривы нет

Два масла лишь, да хребет.

3. Матросская шапка, верёвка в руке

Тяну я кораблик по грязной реке

Но где – же лягушки и жук – плавунец?

В такой – то грязище? Давно им конец.

4. Идёт бычок качается,

Вздыхает на ходу

Съел пестицидной травушки,

Сейчас я упаду.

5. Нет напрасно мы решили

Покатать кота в машине

Да он к бензину так привык

Аж к выхлопной трубе приник.

6. Уронили мишку в лужу

Никому теперь не нужен

Не поможет даже Дося

Или как там тётя Тося.

7. Зайку бросила хозяйка

Под дождём остался зайка

Под дождём кислотным взмок

Со скамейки слезть не смог.

Ведущий.

И вот последняя страница, здесь можно и повеселится.

Звонкие частушки, держите ушки на макушке.

1. По дорогам вдоль опушек

Часто давим мы лягушек

Но запомнить должен каждый

Что беречь лягушек важно.

2. Чем уничтожать лягушку

Лучше сделайте кормушку

Подкормите птиц зимой

Звонче будут петь весной.

3. Есть в Полянах у нас

Пруд шикарный – просто класс,

Но солярка и масла там сейчас, а не вода.

4. Загрязнять нельзя озёра

Также реки и пруды,

А иначе равнодушье

Доведёт и до беды.

5. Чуть от леса в сторонке

Строится бензоколонка

Это, скажем без сомненья

Форменное преступленье.

6. В выходные на часок

Мы отправимся в лесок

Это каменный рудник?

Нет! Здесь был вчера пикник.

7. Отправляясь на пикник,

И ребёнок и старик

Зарубите на носу

Порядок должен быть в лесу!

Ведущий.

Пришёл к концу потехи час, мы свой закончили рассказ. Но не устанем повторять .

Все.

Природу нужно охранять!

Ведущий.

А завершаем путешествие словами русского поэта Ф.И. Тютчева: «Не то, что мните вы, природа, не слепок, не воздушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».


65 лет Победы посвящается

Конкурс сочинений.

В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который девятьсот дней находился в кольце вражеской блокады. На долю его жителей выпали неимоверные лишения и трудности. Они жили под постоянными бомбёжками и обстрелами, мёрзли, умирали от голода. Не было ни одной ленинградской семьи, которая бы не потеряла своих близких. Жизнь ленинградцев во время блокады – каждодневный подвиг.

Вместе с взрослыми защищали город и юные ленинградцы. Они тушили зажигалки, работали на заводах, в сельском хозяйстве, помогали людям, ослабевшим от голода. Некоторые школьники защищали город - были сынами полков в армии, на флоте, входили в состав партизанских отрядов.

Несмотря на тяжёлые испытания, защитники Ленинграда не только сумели отстоять родной город от врага, но и разгромили фашистские войска у его стен.

В сентябре месяце 1941 года врагу удалось вплотную подойти к Ленинграду и окружить его. Днём фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолётов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети.

На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город- крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад, 22 тысячи огневых точек, 4170 дотов, создали отряды противовоздушной обороны.

Юные ленинградцы вместе с взрослыми рыли окопы, проверяли светомаскировку в жилых домах.

Ленинградские учёные придумали горючую смесь для поджога вражеских танков. Для изготовления гранат с этой смесью потребовались бутылки. Школьники собрали за одну лишь неделю более миллиона бутылок.

Надвигались холода. Ленинградцы приступили к сбору тёплых вещей для воинов Советской Армии. Им помогали и ребята. Девочки постарше вязали варежки, носки и свитера для фронтовиков. Сотни сердечных писем и посылок от школьников с тёплыми вещами, мылом, носовыми платками, карандашами, блокнотами получили бойцы.

Многие школы были переоборудованы в госпитали для раненых воинов. Ученики этих школ обходили близлежащие дома и собирали для госпиталей столовую посуду, книги.

Школьники дежурили в госпиталях, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсёстрам, мыли полы и убирали палаты.

Наравне с взрослыми школьники, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».

За время осады гитлеровцы обрушили на город сто пятьдесят тысяч тяжёлых снарядов, сбросили пять тысяч фугасных и десять тысяч зажигательных бомб.

Третья часть жилья была уничтожена. В итоге жестоких кровопролитных боёв, ценой огромных потерь гитлеровцам удалось овладеть станцией Мга и перерезать последнюю железнодорожную линию, связывавшую осаждённый Ленинград со страной.

8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург ( ныне Петрокрепость), враги прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днём. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. Рабочие получали лишь по 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – всего по 125 граммов в день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Блокада принесла и другие тяжелейшие испытания.

Зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощённые голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбёжками и обстрелами, ленинградцы жили в не отапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стёкла были выбиты взрывной волной. Замёрзли водопровод и канализация. Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу приходилось ходить пешком по занесённым снегом и не расчищенным улицам.

Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах.

Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне с взрослыми переносили дети и подростки.

Многие знают печальную историю 11- летней ленинградской школьницы Тани Савичевой.

Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.

В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности её вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.

19 мая 1972 года на могиле Тани Савичевой был открыт памятник.

Враги надеялись, что тяжёлые лишения заглушат в людях все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его.

Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

«Всё для фронта, всё для победы!»- боевой девиз рабочих Ленинграда. В городе постоянно ощущалась нужда в рабочих руках. На заводы и фабрики пришли школьники. За доблестный труд на заводах во время блокады многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.

В жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, многие ленинградские дети учились. Опасен и труден был путь в школу и обратно.

Ведь на улицах, как на передовой, часто взрывались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы.

В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь- дистрофия. А к ней ещё прибавилась и цинга.

Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Учителя наравне с учениками переносили все ужасы блокады.

Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо.

По Ладожскому озеру была проложена ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал её Дорогой жизни.

Вплоть до 23 апреля 1942 года по ней двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощённых и ослабевших людей.

Наконец наступила весна 1942 года, которую с нетерпением ждали ленинградцы. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался от трупов. Ленинградцам угрожал ещё один смертельный враг- эпидемия. На неё очень надеялись фашисты. Необходимо было очистить город. Нелегко работалось голодным, измученным людям. Город был полностью очищен.

В то лето в Ленинграде каждая полоска земли была вскопана и засеяна. Предстояло обеспечить город топливом. Учителя и ученики младших классов заготавливали дрова для школы.

В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду. 12 января началось сражение. 18 января 1943года воины- ленинградцы и воины - волховчане встретились у станции Подгорной. Солдаты обнимались и плакали от радости. Вражеское кольцо было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землёй. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.

Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершён через год.

27 января 1944 года в Ленинграде прогремел торжественный салют.

Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших блокадных дней и не только выстоял, но и победил!

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город.

(Л. Панова)

Прошло уже 65 лет, но героическое прошлое легендарного города неподвластно времени. Подвиги защитников Ленинграда, в том числе и юных, бережно хранят в памяти все честные люди, и прежде всего те, кто пережил блокаду. Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе с взрослыми защитниками Ленинграда на Пискаревском кладбище.

Люди Земли!

Убейте войну!

Прокляните войну!

Люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью напомните!...

Но о тех, кто уже не придёт никогда,-

заклинаю:

Помните!

(Р. Рождественский.)

С каждым годом всё меньше и меньше остаётся среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941года защищал Москву, кто познал кровавый снег Сталинграда, кто «пол- Европы по-пластунски пропахал». Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали «кому память, кому слава, кому тёмная вода». Я хочу обратиться к литературе, потому что, по словам Ч. Айтматова, «литература должна … вторгаться в сложности жизни с тем, чтобы человек знал, любил всё дорогое…И не только любил, но и тревожился, боролся за него». Не мало произведений посвящено войне и подвигу «ради жизни на земле». Ю. Бондарев в своих произведениях исследует духовную основу подвига. Каждый из его героев, кто сознательно идёт на смерть, знает и помнит о высшей ценности человеческой жизни. Никто из них не расстается с жизнью легко и бездумно, не осознавая всей безвозвратности потери. Но они всё же идут на риск, на подвиг, потому что долг, честь и совесть солдата живут в каждом из них. Главная их черта – ответственность за судьбы людей. Поэт Р. Рождественский, посвятивший теме войны и подвига свои лучшие стихи, говорит о подвиге во имя Родины, во имя будущего. В стихотворении «Мы судьбою не заласканы» поэт как бы ведёт диалог с Судьбой, которая велит солдатам идти в бой.

Спросим: «Будет знамя красное Над землёй Алеть всегда? Наши дети будут счастливы?» И Судьба ответит: «Да». И мы пойдём.

Вот они, истоки мужества русского человека!

Просто выбор был у каждого: Я или Родина. Самое лучшее и дорогое - Родина

Поэтому идут под пули герои Рождественского, и звенит болью и гордостью им вслед его песня-реквием. Память о войне…

Война – жесточе нету слова. Война – печальней нету слова. Война – святее нету слова.

Именно эти строки А. Твардовского вспоминаются, когда читаешь повесть К. Воробьёва «Убиты под Москвой». Глубоко волнует трагическая судьба 239 кремлёвских курсантов, погибших под Москвой за 5 дней ноября 1941 года. Какие они юноши из роты кремлёвских курсантов, ведомые капитаном Рюминым на фронт, который «рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти »? - Рост 183. Они богатыри, и внешне похожие на былинных героев, и внутренне. Мальчишки вооружены самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с бензином. Каких же страданий и нечеловеческих мук полон путь, пройденный ими по Подмосковью в эти пять дней со времени выступления на фронт до их трагической гибели. Курсанты молоды, а в юности свойственно подражать. Почему же предметом восхищения, преклонения, идеалом и кумиром стал для них капитан Рюмин? Да потому, что он воплотил в себе достоинство и честь настоящего русского офицера. Алексей Ястребов, один из курсантов, безоговорочно верит ему и без слов понимает. В слепом ночном бою в селе, когда вот- вот должно наступить « что-то небывало страшное и таинственное, он хотел одного: видеть Рюмина, быть с ним рядом». Решения, действия , поступки капитана воспитывают в курсантах мужество, достоинство, стойкость. Ему было важно, чтобы кремлёвцы сохранили в себе всё человеческое. Но почему он бросает роту в ночной бой с мотомехбатальоном противника, зная, что она обречена, гибель курсантов неизбежна- они в окружении? Да потому, что у него созревает единственно правильное решение: курсанты не должны знать об окружении, потому что идти с этим назад, значило просто спасаться, заранее устрашась. Ребята должны поверить в свою силу, почувствовать себя солдатами, а не погибли, даже не удостоившись боя. И они поверили, почувствовали и пошли. Как высоко чувство патриотизма в героях повести! Как неиссякаема их любовь к Родине! Они приняли на себя бремя Отчизны, не отделяя от неё свою судьбу, себя. В романе «Прокляты и убиты» В. Астафьев говорит о своих героях, что жестокая сила войны не погасила в них свет добра, справедливости, достоинства, уважения к ближнему своему, к тому, что было, есть в человеке от матери, от отца, от дома родного, от Родины, от России. Это в полной мере относится к героям повести К. Воробьёва. И прав В. Астафьев, сказав: «Повесть «Убиты под Москвой» не прочтёшь просто так, потому что от неё болит сердце, сжимаются кулаки и хочется одного: чтобы никогда- никогда не повторилось то, что произошло с кремлёвскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в полном одиночестве под Москвой». Сегодня мы обращаемся к ветеранам войны с вопросом: «Как жить?» Мы хотим услышать ответ от них, видевших это. Мы всматриваемся в их лица, затушёванные временем, и говорим: «Мы хотели бы быть с вами». Сейчас мы думаем, что поступили бы точно так же. И иной раз нам кажется, что им было проще, потому что у них не было выбора. Эгоистически завидуя им, мы забываем, что завидовать может только тот, кто не был там. Там на войне. Писатель В. Богомолов считает своим долгом рассказать о войне так, чтобы те, кто не вернулся, не могли бы упрекнуть его в неправде. Он хочет, чтобы мы все, живущие сегодня, ощутили сильнее, как много мужества и духовной стойкости потребовала от человека та война. И сколько горечи и боли за страдания своих близких, своего народа, за истерзанную, изуродованную жизнь нёс в себе такой мужественный человек. Из всех произведений В. Богомолова я выбрала повесть «Иван», рассказывающая о двенадцатилетнем мальчике. Нет, не о приключениях храброго юного разведчика, «неуловимого мстителя» в тылу врага написал Богомолов. Он исходил из того, что детям на войне делать нечего, и если там для них нашлось дело, то это несчастье, беда. Он написал об Иване с любовью и нежностью. Он заставляет и наши сердца сжиматься от горечи и любви, от смешанного чувства жалости и гордости. Его редко называют Ванюшей, Ванюшкой. Взрослые сдержанны, ласковые слова мало уместны, нельзя же жалеть мальчонку, а потом снаряжать туда, где не им, а ему предстоит рисковать жизнью. Взрослые, боевые офицеры как бы даже стесняются Ивана, им неловко, беспокойно. В них живёт знание: « мы – то сильные, вооружённые здесь, среди своих, а он, полураздетый, полуголодный, беззащитный, скитается там, во вражьем тылу, за вершок от смерти». Ивана не остановить, не вразумить, не спрятать от войны. Он видел столько страшного, что не может жить нормально, по-детски, пока это страшное не будет уничтожено. Он снова и снова уходит туда, надеется, что всегда будет туда уходить и возвращаться, пока не окончится война. Об Иване говорят, что ему «ненависть душу жжёт». Наверное, этот мальчик очень любил отца, сестрёнку, маму. Наверное, то, что он видел и пережил, не поддаётся словам. Писатель и не ищет таких слов, боясь неправды. Он полагается на наше воображение. Он знает: оно содрогнётся, пытаясь представить себе этот ужас. Когда никого нет, Иван играет в землянке. Мальчик разгорячён, в руке нож, на груди бинокль. Похоже, что, даже играя, он продолжает рассчитываться с врагом. Почти тихие мгновения, но всё той же войны, отнявшей у нашего народа двадцать миллионов жизней. Жестокая, разрушающая и убивающая сила нависает над этими мгновениями. Читая В. Богомолова, понимаешь: этому писателю можно верить. Он говорит о войне с чувством ответственности и боли: «Я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся».

Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою. Пусть всех имён не назову, Нет кровнее родни. Не потому ли я живу, Что умерли они.

Среди лучших произведений о войне – повесть Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние». Это произведение о бессмертии поколения, сражавшегося у Сухиничей, Ржева, Сталинграда. В повести нет масштабных сражений, боёв, решающих победу на соседних участках, нет героических подвигов. Её содержание – каждодневные будни войны, привычный солдатский труд, фронтовое братство. Главный герой повести - лейтенант Третьяков, девятнадцатилетний Володя Третьяков. Он один из тех, кто первый поднимается в атаку, подменяет убитых пулемётчиков, организует круговую оборону. В штабе артиллерийской бригады лейтенант чем-то понравился начальнику разведки, его оставляют при штабе. Ему бы обрадоваться, а он вместо благодарности просится в батарею. Через несколько часов он уже знакомится со своим взводом, а этой же «ночью ведёт орудие к фронту». Этой короткой фразой Бакланов начинает повествование о событиях, исполненных драматизма и фронтовой будничности. Третьякова подстерегает первое испытание, в котором мы видим лейтенанта – солдата, верного воинскому долгу, и совсем ещё мальчишку, решившегося на безрассудный поступок. Продолжительность войны создала свои законы, один из которых то, что происходит сейчас. Писатель показывает «самый страшный час в бою, час ожидания атаки». Приближается минута жестокого боя, который в жизни Третьякова и есть тот самый главный, когда на грани жизни и смерти проявились его нравственная стойкость, гражданская сущность и человечность. В боях, описанных писателем, погибает почти весь взвод. Немногим пережил своих товарищей – батарейцев Володя Третьяков. Критик В Курбатов писал: «Девятнадцатилетний лейтенант умирает после своего «аустерлицкого неба». «И высоко над головою, в высоком ослепительном небе, строй за строем шли белые кучевые облака. Как хорошо в мире, боже ты мой, как просторно!» Когда читаешь о его гибели, внутренне сопротивляешься этому, не хочешь верить, что вместе с облаком взрыва растаял, исчез он, словно никогда и не жил на этой земле, под этим небом. Книга Г. Бакланова потрясает своей жестокой правдой. Читая, ощущаешь свист снарядов, видишь распластанных перед противотанковым рвом пехотинцев, которые и мёртвые как будто продолжают ползти навстречу ураганному огню, а нечеловеческий крик Насруллаева просто преследует. Образ Володи Третьякова укрупняется писателем, приобретает силу художественного обобщения, символа. Это о таких, как он, писал А.Т. Твардовский: «Он пал за мир!» Его судьба – судьба поколения, от имени которого С. Орлов заявил:

А мы такую книгу прочитали… Не нам о недочитанном жалеть. В огне багровом потонули дали И в памяти остались пламенеть.

В своём сочинении я хочу остановиться ещё на одном произведении замечательного писателя Е.И Носова, принадлежащего к поколению, которое пришло в литературу опалённое огнём войны. Для писателя и его героев война – не просто период истории, рубеж, это – незаживающая рана. Большая часть героев его повестей и рассказов люди, пережившие войну: фронтовики, солдатские вдовы, дети. И хотя они предстают перед нами в условиях послевоенной действительности, от пережитого им не уйти. Оно даёт о себе знать буквально на каждом шагу. С огромным интересом читала повести «Моя Джомолунгма», «Красное вино победы». Но неизгладимое впечатление в душе оставил рассказ «Шопен. Соната №2». Евгений Иванович пытается ответить на вопрос: «Оценит ли молодёжь подвиг отцов и дедов?» Оркестранты сахарного завода поехали на открытие памятника героям, павшим в Отечественную войну. Легко, беззаботно едут молодые ребята, перешучиваются со студентами. А руководитель оркестра вспоминает август сорок третьего, танковые завалы под Прохоровкой, погибших товарищей. И так, пересекаясь, но почти до самого конца не сливаясь в одно целое, идут два ряда восприятия жизни.

У памятника, покрытого брезентом, столпились люди разных поколений. Фронтовики вспоминают войну, время, когда они восстанавливали порушенную жизнь. А молодёжь «травит свои байки», заводит знакомства. Зазвучали речи ораторов, но два настроения так и остались неслившимися. А разве не подвигом старших спасена и обеспечена сама возможность существования этой молодой жизни, разве способна она идти вперёд, не переняв опыта отцов и дедов? И в тот момент, когда молодёжь уже совсем собралась «сбацать» шейк, дядя Саша объявляет: «Шопен…Соната… Номер… Два». «Звуки страдания тяжко бились, стонали в тесной горнице, ударялись о стены, окна. И сила скорби, которой была проникнута эта музыка, оказалась такой, что Вера (и отца, и деда её не пощадила война), вдруг закрыв лицо руками, кинулась за занавеску». Дядя Саша и раньше пытался повести своих ребят строем. Но не получалось. А вот сейчас они пошли за своим старшим, как тогда, в 43-м, шли за ним, может быть, их отцы. Сомкнулись два поколения в едином строю. Что причина тому: соната Шопена? Или музыка мобилизовала в памяти ребят то, что у каждого из них незримо связано с войной, с ратным подвигом отцов и дедов? Автор не делает выводов. По-моему, он просит нас задуматься над вопросами, поставленными в рассказе, смысл которого – боль за тех, кто погиб, и вера в молодое поколение. И писатель не обманулся. Сейчас можно с уверенностью сказать, что наше молодое поколение способно достойно продолжить дело своих отцов и дедов. Подтверждение тому – войны в Афганистане и Чечне. Проанализировав данные произведения, я пришла к выводу: художественная литература, изображая войну, борется за мир, показывает бесчеловечность и гибельность её для людей. Победу в жестоких сражениях одержал воин. В камне и бронзе он взошёл на пьедесталы многих памятников. У него сотни имён, тысячи фамилий, у него светлые, иссиня-чёрные волосы, голубые или карие глаза. Ему было 17, 30, а то и 50 лет. Он шёл в бой. Он шёл в бой, потому что Гагарин из будущего просил его об этом, просим мы, живущие. И они шагали под вихрь пуль, шагали и падали в бессмертие. Их подвигу – наш поклон, им – наша песня.

" Первый раз - в первый класс"

Конструктор сайтов - uCoz