Уроки учителя начальных классов

Рындиной Тамары Павловны.

Урок - викторина

в 1 классе

"Где зимуют птицы"

Цель урока: расширить знания детей о птицах; закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелётных; развивать умение узнавать птицу по названным признакам; воспитывать заботливое отношение к ним.

Оборудование: карточки с изображением птиц, зимующих у нас и перелётных; магнитофон, компьютер.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.
Учитель читает или пересказывает рассказ Ю.Дмитриева:


Какие птицы бывают


Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много — около 9 тысяч видов.
Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.
Одни птицы живут в лесу, другие — в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие — только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие — насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.
Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц — птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные...
Итак, сегодня мы поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях. Отгадайте загадки, о ком идет речь?
В деревни есть часы такие,
Не мертвые, а живые,
Ходят без завода,
Они птичьего рода.
(Петух)
Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По полям ночует,
Коноплю ворует.
(Воробей)
Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
(Гусь)
Ребята, а не кажется ли вам, что среди этих птиц есть одна «лишняя»? Какая? (Воробей, потому что петух и гусь — это домашние птицы.)
- Сегодня мы поговорим о птицах, которые встречаем в природе. Для этого надо разделиться на две команды. Каждая команда придумывает название, из учителей выбирается жюри. Проводится игра-викторина. Жюри в баллах оценивает работу команд, в конце подводят итоги.

II. Конкурс загадок
Учитель по очереди читает загадки обеим командам. За правильно отгаданную загадку команда получает одно очко:
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ... (воробей)
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что — пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит …
(Сорока)
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд — приятель!»
И ставит подпись …
(Дятел)
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся дрожа!
Очень уж суровы
Филины и …
(Совы)
- Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее?
(Они никуда не улетают, а круглый год живут у нас.)
Этих птиц называют оседлыми. А каких птиц, зимующих у нас, вы еще знаете? (Галки, синицы, вороны, поползни, голуби.)
- А теперь давайте откроем учебник на странице 76 и посмотрим на птиц, зимующих у нас.
Учитель вывешивает карточки с изображением этих птиц на доску.
Кто запомнил, как называют этих птиц? (Оседлые птицы.) Учитель просит детей раскрасить кружки возле тех птиц, которых они видели зимой, и сообщает:
— Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна—две доживают до весны.
Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки.) Итак, конкурс загадок продолжается! Кто отгадает следующие загадки про птиц?
Что за весенняя черная птица
Любит за пугалом ходить и кормится? Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится?
(Грач)
Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
(Соловей)
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-розовый …
(Скворец)
Встали бра на ходули,
Ищут корма по пути.
Набегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)
Жюри подводит итоги первого конкурса. Птицы — непоседы. Посмотри, как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет или какой-нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы.
Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки — могут.
Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места? (Это перелетные птицы.)
Каких перелетных птиц вы еще знаете? (Скворец, соловей, журавль, жаворонок, зяблик и др.)
Ученики находят рисунок с перелетными птицами на стр. 76 учебника, читают названия птиц, текст.
Учитель задает вопросы по прочитанному:
Куда улетают некоторые птицы на зиму? (В теплые края.)
Когда они вновь возвращаются к нам? (Весной.)
Как называют этих птиц? (Перелётные)
Почему их так называют? (Эти птицы совершают перелёты, перелетают из одного района Земли в другой.)

III. Конкурс — «Почемучка»
Обеим командам учитель задает по одному вопросу, дается время на обдумывание, дети отвечают, после ответов жюри подводит итоги этого конкурса.
Вопросы:
Почему ласточка улетает в теплые края, а дятел остается зимовать у нас?
Почему журавль улетает в теплые края, сова зимует в наших краях?
Для ответа на первую часть вопроса ученики должны воспользоваться рисунком на стр. 77 учебника.
Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелётные птицы.
Как же это удалось сделать ученым? (Возможно, кто-то из детей даст верный ответ.) Учитель должен подвести учеников к тому, что помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.
Рассматриваются карты на стр. 77 учебника, показывающие, где проводят лето и зиму ласточки, журавли.

IV. Конкурс «Кому улетать?»
Ученики закрывают учебники, дальше работа ведется в рабочих тетрадях на стр. 32.
Учитель читает задание:
— Птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться. Помоги им разобраться в этом. У каждой перелётной птицы нарисуй на лапке кольцо. Укажите линиями названия птиц.
Так как ученики работу выполняли коллективно в группе (команде), то жюри сдается работа любого ученика. Жюри проверяет её, сообщает результаты конкурса и общий итог.


V. Конкурс «Третий лишний»
Учитель сообщает, что сейчас будет называть тройки птиц, а ребятам надо найти «лишнюю» птицу и объяснить, почему она не подходит для двух других.

Для первой команды

Для второй команды

Галка

Ласточка

Ворона

Сова

Скворец

Стриж

Грач

Зяблик

Сорока

Голубь

Поползень

Воробей

Воробей

Дятел

Кукушка

Соловей

Журавль

Галка

В таблице в каждой тройке подчеркнута «лишняя» птица. За каждое правильно выполненное задание команда получает один балл. Жюри подводит итоги перед последним, заключительным конкурсом.

VI. Конкурс «Узнай птицу»
Учитель читает описание птицы. Задача детей как можно быстрее узнать ее. Команда, отгадавшая птицу раньше, получает одно очко, затем описание птицы учитель дочитывает до конца.


Описание первое:
Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нем вьют гнезда мелкие птички — воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Эта птица считается птицей, приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьет гнездо на крыше дома.
Каждый год у них появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама сидит обычно ночами, а папа днем. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю.

(Аисты)

Описание второе:
Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в далеко жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но, делает это она не как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц.
Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели.

(Кукушка)

Описание третье:
Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами.
Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом.

(Ласточки)

Описание четвертое:
Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой они прилетит к нашим домам за помощью; они будут клевать все. Что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые.

(Синица)

VII. Итог урока
Жюри подводит итоги игры-викторины.
Наша игра подошла к концу. Я думаю, что сегодня вы узнали много интересного из жизни птиц. Давайте повторим, где же зимуют птицы? теплых краях.)
Какие птицы зимуют у нас?
Учитель обращается к детям с просьбой о том, чтобы они не забывали заботиться о пернатых друзьях зимой, помогали им.

 

 

Урок окружающего мира А.А. Плешаков

 3 класс

Тема «Дорожные знаки».

Цель: познакомить с группами дорожных знаков по назначению, вспомнить правила безопасности и поведения на дорогах; воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование: картинки, рисунки с дорожными значками; карточки для игры, картинки с элементами улиц; выставка книг.

                                                                      Ход урока.

 

Долгожданный дан звонок – начинаем наш урок.

 

Послушайте загадки:

а) Не живая, а идёт;

Неподвижна, а ведёт (дорога).

б) Два колёсика подряд

Их ногами вертят,

А поверх торчком

Сам хозяин крючком     (велосипед и велосипедист).

в) Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька      (автомобиль, автобус).

 - Назовите меры безопасности,  если ты пассажир.

 

Ведущий: Жил – был автомобиль Москвичок. Вот он малыш Москвичок умел жить, умел тормозить и поворачивать. Но совсем, совсем не знал правил дорожного движения. Однажды Москвичок въехал в город.

Москвичок.

Все улицы – дорожки

Пройду за полчаса,

Куда качу я смело,

Кому какое дело!

А что это за птица

Смешной дорожный знак.

Знак «Въезд запрещён».

Всем, кому даны колёса,

Передай ты наш совет.

Пусть у нас сначала спросят,

Можно ехать или нет

Мы поможем, мы расскажем

Честь по чести, что и как,

Мы дорогу вам укажем,

Уважайте каждый знак

Знак «Пешеходный переход».

Чтоб машины не спешили,

Шёл спокойно пешеход,

Помогать мы им решили,

Мы дежурим круглый год.

Москвичок.

Не ждите вы, бульвары,

Чтоб я затормозил!

Подвиньтесь, тротуары…

С дороги, магазины!

Собаки, птицы, кошки,

Не ставьте мне подножки

Би – би, би – би!

Ведущий.

Куда ты?!

Ты налетишь на старую тумбу!

Хором

О – ох!

Вот что случилось с Москвичком.

Беседа

- Что вас удивило?

- Что интересного заметили?

- для чего нужны дорожные знаки?

 

– Сегодня мы говорим о группах дорожных знаков и их назначении.

5. Работа над новым материалом.

- О каких знаках вы можете рассказать?

Стихи.

 Знаки важные дорожные

Компас взрослых и ребят

Дети! Будьте осторожны

Знайте, что нельзя, что можно!

Выполняйте непреложно всё,

Что знаки говорят!

 

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда – то

Мой приятель говорит:

«Детям  путь сюда закрыт!» (дети).

 

И вдруг навстречу знак:

Изображён на нём забор.

Шоссе закрыто на забор

А что это за знак?

(железнодорожный переезд со шлагбаумом).

 

Почему проезда нет!

Может быть, здесь ищут клад,

И старинные монеты

В сундуке большом лежат?

Их сюда, наверно, встарь

Спрятал очень жадный царь (дорожные работы).

 

Восклицательный знак!

- Значит, можно здесь

Кричать,

Петь,

Шуметь.

Озорничать?

Знак повешен не напрасно:

«Осторожно! Здесь опасно!»  (прочие опасности).

Учитель. Это предупреждающие знаки. Каково их назначение? (они предупреждают водителей об опасности на пути следования).

 

И соседского мальчишку

Чётко знак оповещает:

Въезд машинам запрещает (въезд запрещён).

 

Грозно их мелькают шины,

У тебя велосипед?

Значит стоп! Дороги нет

(движение на велосипеде запрещено).

Учитель

Это определяющие знаки. Они запрещают водителям выполнять определённые действия.

 

Пассажиры транспорт ждут

Установленный порядок

Нарушать нельзя и тут (место остановки автобуса или  троллейбуса),

 

Он на страже пешехода

Переходим с куклой вместе

Мы дорогу в этом месте    (пешеходный переход).

 

Я – машину здесь поставил

Моя проблема решена,

Стоянка ведь разрешена   (стоянка)

Учитель

Это …. (указательные знаки)

Их назначение? (содержат сведения или разъяснения, помогающие водителю).

 

Выпьет три ведра бензина

Поможет знак машине каждой

Если та страдает жаждой    (автозаправочная станция).

 

Нужен доктор им в дороге

Не смотрите грустным взглядом

Помощь близко! Доктор рядом!

(пункт первой медицинской помощи).

 

Позвонить гиппопотаму

По пути связаться с другом –

Телефон к твоим услугам (телефон).

Учитель. Это знаки сервиса. Сервис – это обслуживание.

2) Работа с учебником.

Учитель. Ещё с одной группой дорожных знаков мы познакомимся,  прочитав статью на странице 14 – 16. Какие знаки? (предписывающие) Их назначение?

(они предписывают, кому и где можно двигаться, в какую сторону).

Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

(подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

(подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим

До лужайки  добежим

(бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки

(прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнём

И домой пешком пойдём

(ходьба на месте)

Закрепление.

а) Беседа.

- Какие из этих знаков необходимо знать пешеходу? (указательные)

- На какие группы делятся дорожные знаки?

- Каково  назначение каждой группы знаков?

- Какую форму и цвет имеют предупреждающие знаки? Покажите.

- Что скажите о запрещающих знаках. Найдите их.

- Что означают знаки стрелок  внутри синего круга? (это предписывающие)

- Назовите знаки сервиса.

- А это что за знаки синий цвет, форма квадратная или прямоугольная? (информационно – указательная)

(показать на доске группы знаков)

б)  Игра – «Какие это знаки?»

1. В красном треугольнике

Знаки осторожные,

Они предупреждают,

К вниманью призывают (предупреждающие)

2. Запрещают знаки

Разное движенье: обгоны, повороты

И в красные кружочки

Обводит их народ  (запрещающие)

3. А ещё есть знаки – добрые друзья!

Укажут направление вашего движения,

Где поесть, заправиться, отдохнуть

И как в деревню к бабушке проехать (знаки сервиса)

  1. Устал водитель за рулём,

С утра везёт народ,

Об этом помни ты всегда,

Разумный пешеход  (информационно – указательные)

  1. Ну не лезь ты под колёса,

Не задавай себе вопроса,

Успеешь или нет?

Перебежать на красный.

- Знаки, установленные в городах, в темное время освещаются.

в) игра «Угадай знаки».

1 группа – запрещающие

2 группа – предупреждающие

3 группа – знаки сервиса.

г) песня «Дорожные знаки».

1. Всем, кому даны колёса,

Передайте наш совет!

Пусть у нас сначала спросят,

Можно ехать или нет.

Мы поможем, мы расскажем

Честь по чести, что и как,

Мы дорогу всем укажем

Уважайте каждый знак!

Припев:

Мы знаки дорожные,

Запомнить несложно,

Что каждый из нас говорит:

Здесь поворот,

А здесь наоборот,

Проезд закрыт!

2. Чтоб машины не спешили

Шёл спокойно пешеход,

Помогать мы им решили,

Мы  дежурим круглый год,

Самый малый знак дорожный!

Он стоит не прост так!

Будьте, будьте осторожны,

Уважайте каждый знак!

Припев

Работа с тетрадью.

Страница 6

№1. Предупреждающие 1, 6

Запрещающие 2, 8

Предписывающие 5, 9

Указательные 7, 10

Сервис – 3. 4.

№2. Обгон запрещён

Домашнее задание

Страница 14 – 17

Итог урока.

- Понравился вам урок.

Улыбнулись друг другу и сказали волшебное слово.

Спасибо за урок.

Урок окружающего мира

3 класс

А.А. Плешаков

Чтобы быть счастливым.

Цель: научить выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах; учить работать с книгой, учить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их.

Оборудование: дорожные знаки «Пешеходный переход», «Велосипедное движение», запрещающий знак «Запрещён пешеходный переход».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2 Введение в тему.

- Отгадайте загадку:

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трёхглазое на одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти (светофор).

- Тема нашего урока: «Чтобы путь был счастливым». Сегодня мы будем изучать правила безопасного поведения на улицах и дорогах, познакомимся с некоторыми дорожными знаками.

- А сейчас давайте посмотрим, что вы знаете уже о правилах дорожного движения?

Дети получают карточки, где записаны утверждения по изученной теме, среди которых есть как верные, так и неверные.

Где допущены ошибки? Найдите их:

-Ходить разрешается по проезжей части.

- Переходить улицу только там, где положено.

- Переходить только на жёлтый сигнал светофора.

- Можно кататься там, где ездят автомобили.

- Садиться в автомобиль и выходить из него нужно со стороны тротуара.

- Держись за поручень, чтобы не упасть, не ходи без дела по проходу во время движения.

Дети выбирают верные утверждения (работа ведётся в группах), ищут ошибки. Таким образом выясняется степень готовности детей к достижению целей урока.           

- Любая дорога таит опасность. Человек вышел из дома. Его задача как можно быстрее добраться до нужного места. Почему многие попадают не туда, куда спешили, а в больницу?

Один из учеников читает стихотворение А. Дмоховского «Ученик и грузовик».

Говорит беспечный Петя:

- Мне опасность не грозит.

Как шофёр меня заметит –

В тот же миг и тормозит.

Что же может тут случиться?

Ведь на улице пока

Грузовик меня боится,

А не я – грузовика!

Он смеётся:

- Не пойму,

Отчего и почему

Должен путь ученик

Уступать грузовику,

Если может грузовик

Уступать ученику?

Каждый, кто машиной правит

Скажет вам наверняка,

Что, конечно, не задавит

Ученик грузовика.

Но, добавим мы серьёзно,

Что растяпа – ученик

Может рано или поздно

Сам попасть под грузовик.

Вот поэтому, всегда,

Чтобы не случилась беда,

Должен путь ученик

Уступать грузовику,

На дороге каждый миг

Должен быть на чеку!

3. Работа с учебником.

Читаем текст в учебнике «Если ты пешеход» страница 8.

- Каким должен быть современный пешеход? (собранным, внимательным, осторожным).

Вам  нужно составить торжественное обещание пешехода, которое вы  дадите своим родным.

Торжественное обещание:

 Клянусь, мама и папа, бабушка и дедушка! Ходить только по тротуару и не ходить по проезжей части. Переходить улицу только там, где положено и никогда не перебегать в неположенном месте. Переходить улицу только на зелёный свет светофора и никогда не ходить на красный.

 

Задание учебника страница 12: продолжи историю про Асю и Нину.

- Что значит быть собранным? (уверенность в себе, способность за секунды найти верное решение).

Задание 1 страница 12. раздел «Подумай»

- Что значит: быть в пути собранным, внимательным, осторожным?

Ученики рецензируют ответы друг друга, дополняют их.

4.Самостоятельная работа.

Чтение статьи «Если ты велосипедист, страница 10.

- Назовите правила для велосипедистов.

1.Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипедах.

2. По тротуарам разрешается ездить только совсем маленьким детям на детских велосипедах.

3. Не катай никого на раме или багажнике своего велосипеда.

Чтение статьи «Если ты пассажир», страница 11.

 Назовите правила пассажира.

1.Садится в автомобиль и выходить  из него нужно со стороны тротуара.

2. Если увидишь оставленные без присмотра сумку, пакет или другие вещи, скажи об этом водителю.

3. Не высовывай голову или руку из транспорта.

4. Запрещается отвлекать водителя.

5. Нельзя прислоняться к дверям.

6. В метро нужно подальше стоят от края платформы.

5. Проверка знаний.

1. Какой стороны придерживаются пешеходы и машины на дорогах?

с) левой;

з) правой.

2. Если человек находится внутри транспорта, путешествует

н) пассажир;

м) водитель.

3. Место, отведённое для ходьбы пешеходов, называется…

а) тротуар;

о) шоссе.

4 Знак «Пешеходный переход» выглядит так:

т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека;

д) красный треугольник с изображением человека.

5. Переходя улицу, надо сначала посмотреть….

а) направо;

о) налево.

6. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города?

г) с 10 лет;

к) с 14 лет.

У нас получилось слово «Знаток».

6 Домашнее задание.

Прочитать текст  на страницах  8 – 12; ответить на вопросы раздела «Проверь себя» страница 12.

 

 

 

 

" Химический вечер" - учитель химии Иванова Елена Николаевна

Химический вечер «Самое удивительное вещество».

Цель: ознакомить учащихся с разнообразными, часто аномальными свойствами воды; показать, что в обычном веществе можно обнаружить свойства, не замеченные в обыденной жизни; научить пристальнее вглядываться в окружающий мир, вызвать желание углублять знания

Ведущий. Шла до войны на экранах кинотеатров веселая кинокомедия «Волга – Волга», и был в ней кадр, когда неунывающий водовоз распевал, подстёгивая ленивых лошадей:

Удивительный вопрос:

Почему я водовоз?

Потому что без воды

И ни туды, и ни сюды!

Зрители улыбались, отдельные слова песенки даже стали поговоркой. В этой песенке скрыт глубочайший подтекст один. Попробуем себе представить, как бы выглядела Земля, исчезни с неё внезапно вода. Мрачные зияющие «глазницы» морских и океанских впадин, покрытые толстым слоем солей, некогда растворённых в воде. Пересохшие русла рек, навек замолкнувшие родники. Горные породы разрушились бы, ведь в их состав входит большое количество воды. Ни кустика, ни цветочка. Ни единого живого существа на мёртвой Земле. И безоблачное небо необычного цвета. Давайте разберемся: что же собой представляет вода?

Волька. Что здесь интересного? Вот целый кувшин воды. Но он какой – то странный.

Волька. Это ты, Хоттабыч! У нас сегодня химический вечер. А мне нужно рассказать про воду. Ты поможешь мне?

Хоттабыч. О, Волька! Про воду я знаю все. Иди смело на вечер и слушай меня.

Учитель. Костыльков, расскажи все, что ты знаешь о воде.

Волька Вода, о высокочтимый учитель, самое нужное вещество на земле. Арабская пословица говорит: где вода иссякла, там и страна приходит в упадок, Туркмены любят такую пословицу: вода дороже алмаза.

Учитель. Костыльков, ты как – то странно отвечаешь. Построй свой ответ, как я вас учила: состав вещества, как его доказать, физические и химически свойства, значение воды.

Хоттабыч. Да простит меня высокочтимый учитель, я постараюсь исправить свои ошибки. Вода – один из четырех элементов, из которых состоит все сущее.

Учитель. Как?! Разве вода – элемент? Сколько элементов известно тебе?

Волька. О, высокочтимый учитель, мне известно четыре элемента: вода, огонь, воздух, земля.

Учитель. Что с тобой, Костыльков, уж не заболел, ли ты?

Волька. Нет, я здоров.

Учитель. Ага! Откуда же берется вода, по – твоему?

Волька. Ещё в 17 веке монах Кирхер, тот, что изобрел зажигательное стекло, объяснял, что вся вода проходит через всю Землю в большом канале. На Северном полюсе вода втекает в этот канал, а у Южного вытекает. По подземным потокам вода попадает в колодцы.

Учитель. Значит, мы каждый день умываемся морской водой, которая течет по каналу от Северного полюса? Откуда у тебя такие устаревшие сведения о воде?

Волька, А разве ты не видишь, что я самый старый!

Учитель А, Хоттабыч! Так вот кто рассказал нам о взглядах древних на воду! Приглашаем тебя, Хоттабыч, на наш вечер. Садись, уважаемый, где тебе удобно.

Ведущий. Вот тебе, великий волшебник, послание от членов кружка, здесь написано самое главное о воде.

Хоттабыч. Почесть то, что здесь написано, выше моих сил. Быть может, ты смеешься над старым Хоттабычем?

Ведущий. Нет, я не шучу. Здесь есть запись, но её нужно проявить.

Ведущий. Короткая запись Н О, а сколько трудов положено учеными разных стран ради того, чтобы установить состав воды! Француз А.Л. Лавуазье пропустил водяные пары через раскаленный ружейный ствол и разложил воду на составные элементы – водород и кислород. Тем самым он впервые доказал, что вода - сложное вещество.

Хоттабыч. Значит, неправ Аристотель, утверждающий, что вода – элемент?

Ведущий. Нет, уважаемый Хоттабыч, вода состоит из двух химических элементов т и является сложным веществом. Англичане Кавендиш и Пристли синтезировали воду, сжигая водород в кислород, тем самым они подтвердили состав воды.

Хоттабыч Водород горит в кислороде. А почему вода не горит?

Ведущий. Вода является сама продуктом горения – оксидом водорода.

Хоттабыч. А куда же девался флогистон, который содержится в воде?

Ведущий. Никакого флогистона, Хоттабыч, не существует. Химики прошлого придумали флогистон – субстанцию с отрицательным весом – для объяснения процесса горения. Мы теперь знаем, что горение – это экзотермическая реакция, сопровождающаяся выделением большого количества теплоты. А сейчас, Хоттабыч, послушай, что расскажут наши юные химики о воде. Вода – привычное для нас вещество. И в то же время сколько в нем необычного! Свойства воды не подчиняются общим закономерностям. В её свойствах много отклонений, аномалий.

Аномалия 1. Ближайшие родственники воды – сероводород, селеневодород, теллуроводород – представляют собой газы, которые имеют температуры кипения и плавления ниже 0◦ С. Вода плавится и кипит при значительно более высоких температурах. Известно, что на температуру кипения и плавления вещества оказывает влияние его относительная молекулярная масса: с увеличением её повышаются температуры кипения и плавления. Из четырех веществ вода имеет наименьшую относительную молекулярную массу, но температуры плавления и кипения у неё наивысшие. Эту аномалию можно объяснить тем, что молекулы воды способны сцепляться друг с другом. Атом кислорода одной молекулы воды притягивает атом водорода другой. Связь между молекулами воды называется водородной. За счет нее молекулы связываются друг с другом и образуют целые группы молекул. Это затрудняет испарение воды, а следовательно, повышает температуру плавления и кипения.

Аномалия 2. Вода – единственное вещество, которое при затвердении расширяется. Поэтому плотность льда меньше плотности жидкой воды. Вот почему лед плавает на поверхности воды.

Попробуем вообразить, как выглядел бы мир, если бы вода обладала нормальными свойствами и лёд, был бы, как полагается твёрдому веществу, плотнее жидкой воды. Зимой образовавшийся сверху лёд, как боле плотный, тонул бы, непрерывно опускаясь на дно водоёма. Летом же лёд, защищённый толщей воды, не мог бы растаять. Постепенно все озёра, пруды, реки, ручьи превращались бы в гигантские ледяные гроты. Промёрзли бы моря, океаны. Наш прекрасный цветущий мир был бы сплошной ледяной пустыней, кое – где покрытой тонким слоем талой воды. Чудесной аномалией обладает наше удивительное вещество! Благодаря ей наши водоёмы, которые в сильные морозы защищены ледяной крышей, полны жизни.

Аномалия 3. Самое привычное для нас состояние воды – жидкое. Однако из того что температура кипения воды – её аномальное свойство, следует, что в условиях нашей Земли жидкое и твёрдое состояние её – также аномалия. Нормальным должно быть только газообразное состояние. Невозможно жителям невозможного мира, в котором все свойства воды были бы нормальными, пришлось бы строить специальные машины, чтобы сжимать такую воду, подобно тому как это делаем мы, получая жидкий кислород. Самое обычное свойство воды оказывается необычным и удивительным, если как следует с ним познакомиться и хорошо разобраться.

Аномалия 4. Наличие водородных связей между молекулами затрудняет испарение воды, поэтому у неё очень высокая теплота испарения. Солнце – великий энергетик – нагревает воду, где она есть: в луже, в пруду, в море, в океане. Вода поглощает в своем тонком слое почти всю энергию падающих в неё солнечных лучей и испаряется. Необходимо много очень солнечной энергии, чтобы разъединить молекулы воды и превратить её в пар. Нет ни одного вещества, у которого бы удельная теплота испарения была бы больше, чем у воды. Метеорологи подсчитали, что Солнце испаряет на Земле за 1 мин миллиард тонн воды. Энегрия Солнца, поднятая с водяным паром вверх, неминуемо должна выделиться обратно. Каждую минуту водяной пар отдаёт атмосфере Земли огромное количество энергии – 2, 2 ∙ 10 Дж. Столько энегрии за то же время могли бы выработать 40 млн. электростанций, по миллиону киловатт каждая. Эта энергия переходит в тепловую, нагревая воздух. Это та энергия, которая переносит сотни миллиардов тонн воды по воздуху в облаках и орошает дождями всю поверхность Земли, за счёт неё дует ветры, возникают бури, рождаются штормы и ураганы.

Аномалия 5. В кристаллах льда, как и в жидкой воде, каждая молекула воды связана водородными связями с четырьмя соседними. Поэтому при плавлении льда приходится затрачивать большую энергию. Вода имеет высокую теплоту плавления. Когда наступает зима, образуется лёд, вода отдаёт энергию, поглощённую при плавлении льда, обратно, подогревая землю и воздух. 1 л воды превращаясь в лёд, подогревает на 1◦ С 250 тыс. литров воздуха. Это смягчает переход к суровой зиме, сильным морозам. Именно благодаря этому замечательному свойству воды на нашей планете существуют осень и весна.

Аномалия 6. У воды самое высокое поверхностное натяжение из всех жидкостей, кроме ртути. Поверхность воды всегда затянута тончайшей плёнкой из молекул, прочно связанных водородными связями. По этой плёнке, как по гамаку, бегают водомерки. Измерив площадь опоры лапок у этих насекомых и их вес, можно обнаружить, что водная плёнка выдерживает значительные давления. Силы поверхностного натяжения заставляют воду подниматься из глубины почвы и питать растения. Вода сама поднимается вверх по капиллярным сосудам стволов деревьев и стеблям трав, доставляя растворённые питательные вещества на большую высоту от корней к листьям и плодам.

Аномалия 7. Вода – самое распространённое вещество на Земле, и в то же время мы вправе сказать, что на земле нет чистой воды. Все, что мы называем водой, - растворы тех или иных веществ в воде. Вода – один из лучших растворителей. В ней растворены газы атмосферного воздуха: азот, кислород, углекислый газ, аргон и др. В ней растворены сотни различных соединений почти всех элементов периодической системы .В ней взвешены мельчайшие частички пыли. Это мы и называем чистой водой. Растворённые в воде соли придают ей приятный вкус. В воде некоторых источников содержится большое количество растворённых веществ, и она имеет целебные свойства. Это минеральная вода.

Ведущий. В заключение вечера поговорим о значении воды.

Хоттабыч. Вода – очень нужное вещество, без него нет жизни. Помню, в 523 г. непобедимое 50 – тысячное войско шаха Камбиза переходило через Ливийскую пустыню. Никакой противник не мог противостоять этому войску. Но в пустыне без воды погибли все 50 тыс воинов.

Волька. Ещё бы! Человек не может прожить без воды и трёх дней. Удивительно то, что человек сам состоит на 65 % из воды. Больше всего воды содержится в мозге – 81 %.

Хоттабыч. Одна вода в твоём мозгу, о, Волька!

Волька В молоке содержится 85 – 90 % воды. Да, вода – истинный друг человека. Но она может быть и врагом. Сколько бед приносят наводнения, когда бурные реки выходят из берегов!

Хоттабыч. На моей памяти река Ганг в 1781 г. обрушила на Калькутту штормовую волну и в несколько мгновений уничтожила 300 тыс. человек. В 1876 г. река Брахмапутра унесла в Индийский океан 200. 000 человек.

Волька. И все – таки человек сильнее воды!

Конспект урока по технологии

5 класс

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОТДЕЛКА ФАРТУКА

Учитель технологии Трубачёва Е.В.

29.04.2010г.

Цель урока: познакомить с видами художественной отделки фартука, с приёмом перевода рисунка на ткань, c профессией художника-модельера;

развивать прочные умения и навыки в использовании стебельчатого и тамбурного швов;

воспитывать художественный и эстетический вкус, творческое отношение к труду.

Оборудование. Иглы, нитки катушечные и «мулине», шаблоны, ножницы, булавки, пяльцы, копировальная бумага, фартуки.

Наглядные пособия. Эскизы моделей фартуков, образцы ручных стежков.

ХОД УРОКА

I Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

II Повторение пройденного материала.

- Ребята, давайте повторим пройденный материал.

Устный опрос

1 Как называется процесс построения чертежа фартука? (конструирование).

2. Что нам необходимо, чтобы построить чертёж? (мерки).

3. Какие мерки необходимо снять, чтобы построить чертёж фартука? (Полуобхват Сб, Полуобхват талии Ст, Длина нагрудника Дн, Длина нижней части Днч)

- На столе у вас лежат карточки. Задание Каждому ученику даётся таблица – кто быстро и правильно восстановить текст.

Название мерок

Обозначение мерок

Назначение мерок

Порядок снятия мерок

Длина нагрудника

Дн

От линии талии вверх до желаемой длины

Длина нижней части

Днч

Определение длины нижней части фартука

Полуобхват талии

Ст

По самому тонкому месту туловищ

Полуобхват бёдер

Сб

Горизонтальновокруг бедер

Определение длины нагрудника

Определение длины пляса

Определение ширины нижней части фартука

От линии талии вниз до желаемой длины

Длина нагрудника

Дн

Определение длины нагрудника

От линии талии вверх до желаемой длины

Длина нижней части

Днч

Определение длины

нижней части фартука

От линии талии вниз до желаемой длины

Полуобхват талии

Ст

Определение длины пояса

По самому тонкому месту туловища

Полуобхват бёдер

Сб

Определение ширины нижней части фартука

Горизонтально вокруг бедер

- Давайте сделаем вывод: для того чтобы сшить фартук необходимо измерить фигуру человека, построить чертёж выкройки. Как этот процесс называется? (конструирование.)

III Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с видами художественной отделки фартука, c профессией художника-модельера; научитесь переводить рисунок на ткань и будете заниматься отделкой фартука.

IV.Изучение нового материала.

- Ребята, на доске вы видите фартуки. Чем они отличаются друг от друга?

(- Карманы имеют разную форму).

- Отделка у фартуков разная.

(-У фартуков различная форма нижней части.)

- Да, действительно, модели фартуков отличаются друг от друга формой, отделкой.

-То чем одна модель отличается от другой, называется фасоном, (записать в тетрадь).

- Обратите внимание! У этих фартуков разные фасоны. Почему?

- А как добиться чтобы изменить форму или подобрать различную отделку?

(- Изменить фасон)

- И вот процесс изменения формы деталей одежды и подбор различных видов отделки называется моделирование записать в тетрадь).

Моделированием одежды занимается художник-модельер.

- А что вы знаете о профессии художника-модельера?

(Детям заранее дано задание, подготовить сообщение о профессии художника-модельера).

Модельер должен хорошо знать человеческую фигуру, её пропорции и пластику, законы и правила гармоничного сочетания цвета, хорошо разбираться в дополнениях и украшениях, а также в технологии швейного дела.

При моделировании фартука художники-модельеры используют разнообразные виды отделок: вышивку, оборку, тесьму, кружева, аппликацию.

Правило здесь одно: соблюдение чувства меры.

Декоративная строчка выполняется в тон основной ткани. Прокладывают её обычно по контуры мелких деталей – карманов, нагрудников.

Тесьма. Тесьмой обрабатывают срезы изделий, настрачивают по краю детали в один или несколько рядов.

Кружева. Отделка кружевами придаёт изделию более нарядный вид.

Аппликация. Аппликация может быть выполнена из одного или нескольких кусочков ткани. Расположить её можно на любой детали – карманах, нагруднике, нижней части.

Вышивка. Вышивкой можно отделать любую часть фартука.

(Обратить внимание на стенд с вышивкой)

IV Объяснение практической работы.

- Вот сегодня с вами мы и будем вышивкой отделывать фартуки.

Для этого вам надо было на компьютере в сети ИНТЕРНЕТ найти понравившийся орнамент и принести на урок. При вышивании вы будете использовать два вида шва - стебельчатый и тамбурный (показ на доске)

Сначала нам надо будет перевести узор на ткань . Самый простой способ перевода рисунка на ткань –при помощи копировальной бумаги. Им мы и воспользуемся.

Работа с технологической картой (карта прилагается).

На столе у каждого лежит технологическая карта.

- Для чего она нужна?

(- Для последовательности выполнения работы).

№ п.п.

Последовательность операций

Инструменты и приспособления

ТБ

1.

Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги.

-положи ткань на свободную поверхность стола;

-наложи рисунок на ткань, совмещая осевые линии;

- вложи цветную копировальную бумагу между узором и тканью. Красящая сторона должна быть обращена к ткани;

- обведи контур узора остро отточенным карандашом.

Копировальная бумага, английские булавки, карандаш

ТБ

иглы

2

Заправка изделия в пяльцы.

-положи меньший обруч пялец на стол, накрой его тканью;

- подтяни винт;

-натяни ткань в направлениях нитей основы.

Пяльцы, фартук

3.

Заправка нити в иглу.

- взять иглу в левую руку, направить ушко в освещённую сторону;

- вдеть нитку в ушко иглы.

Фартук, пяльцы, игла, нитки

ТБ

иглы

4.

Закрепление рабочей нитки на ткань.

-набираем на иголку две-три нити ткани и протягиваем иголку в образовавшуюся на конце нити петельку;

-нить закрепляем двумя-тремя стежками по лицевой стороне и протягиваем нить.

Фартук, пяльцы, игла, нитки, ножницы

ТБ
иглы,

ножницы

5.

Технология выполнения вышивки стебельчатым и тамбурным швами

Фартук, пяльцы, игла, нитки, ножницы

ТБ
иглы,

ножницы

ТБ при работе с иглой.

- до и после работы посчитать количество иголок и булавок в игольнице;

- во время работы быть внимательными, … Продолжение »

Конспект урока по обществознанию

7 класс

ВИДЫ И ФОРМЫ БИЗНЕСА

Учитель истории Иванова Е.Н.

29.04.2010г.

Тема: Виды и формы бизнеса.

Цели: познакомить детей с понятием «бизнес»,с видами и формами бизнеса;

формировать предпринимательские навыки, а также характерные качества необходимые бизнесмену;

воспитывать любовь к труду и уважение к людям труда.

Работа с понятиями: бизнес, благотворительность, меценатство, спонсорство.

Оборудование: портреты, схемы, таблицы, рабочие листы, карточки со словами, учебники, тетради.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Вводная беседа.

-Ребята, сегодня наш урок посвящён теме, которая для вас пока не известна. Она закрыта вот этим замком. Но каждый замок можно открыть ключом. Ключом у нас является слово. Чтобы его узнать, вам необходимо ответить на вопросы.

Вопросы.

1. Все люди и все предприятия, получающие доход, обязательно должны выплачивать государству часть средств. Как называются такие выплаты? (налоги)

2. Как зовётся, то что за деньги продаётся?(товар)

3. Как называются бумажные деньги? (банкноты)

4. Как называют того, кто продаёт, а как того ,кто покупает? (продавец, покупатель)

5. Как называется по другому обмен? (бартер)

6. Как называют в экономике недостаток каких либо товаров. (дефицит)

7. Деньги взяты в долг на срок и возможно под залог. (кредит)

8. Как называется хозяйство, при котором человек всё необходимое для жизни производит сам и только для собственного потребления? (натуральное хозяйство)

9. Специальные знания, полученные работником, а также приобретённые им в практической деятельности умения и навыки? (квалификация)

Б О Г А Т С В О

- Что такое богатство?

-Некоторые люди полагают, что стыдно иметь деньги, другие напротив, считают стыдно их не иметь. А какое ваше мнение по поводу этого?

- А хотелось ли вам быть богатым?

- А зачем?

- Многие успешные люди, заработанные деньги тратят не только на себя. Они бескорыстно помогают нуждающимся. Это называется - благотворительностью. Многие покровительствуют деятелям науки, культуры, искусства. И это называется – меценатством. Некоторые материально поддерживают кого- либо в их начинаниях или помогают материально реализовать какие – либо проекты, дела. Это называется – спонсорством. Давайте эти новые для нас слова занесём в свои копилки и запомним их значение. (дети работают в тетрадях)

Меценатство - покровительство деятелям науки, культуры, искусства.

Благотворительность - бескорыстная помощь нуждающимся.

Спонсорство - материальная поддержка кого-либо или чего-либо.

История нашей страны знала таких людей. Я хочу назвать Савву Тимофеевича Морозова и Третьякова Павла Михайловича.

Я просила вас обратиться к дополнительной литературе, интернету по поводу этих исторических личностей. Что вы узнали о них? (выступления уч-ся)

Савва Тимофеевич Морозов

Предприниматель, меценат, родился в семье крепостного крестьянина села Зуева Богородского уезда Московской губернии. В раннем возрасте уже начал заниматься предпринимательской деятельностью. Получил хорошее образование, закончил Московский университет. Работал не покладая рук, накопил денег, стал пайщиком Никольской мануфактуры, а затем её директором. Помимо этого вскоре становится директором пивоваренного завода. Обучается текстильному делу, изучает лесодобывающую промышленность. Приобретает железодобывающий завод, где производит реактивы. В 1901 году начинает финансировать строительство МХаТа, выделил средства на открытие нового здания театра. Он постоянно помогал нуждающимся студентам. Некоторые рассказывали, что студент, которому попросту негде было жить, мог придти к Савве Морозову и тот помогал. Он был очень чутким , душевным человеком, считал, что его начинания смогут изменить общество в лучшую сторону.

Третьяков Павел Михайлович

принадлежал к роду русских предпринимателей Третьяковых. Получил хорошее образование. После смерти отца делами ведала мать и старшие братья. Сам же Павел Михайлович Третьяков вплотную занялся предпринимательством с 14 лет. А после смерти матери именно он возглавил семейное дело, расширил, укрепил его. В купеческой среде он пользовался большим авторитетом. На своё попечение он взял детей из училища для глухонемых, которым оказывал поддержку и помощь. Павел Михайлович близок был к искусству. В его доме частыми гостями были выдающиеся писатели, музыканты, художники. С 1854 года Третьяков начал приобретать картины русских и зарубежных художников, которые легли в основу выдающегося собрания. В 1851 году он приобретает особняк , где размещает свою галерею, которая стала одной из главных достопримечательностей города Москвы. В 1892 году Павел Михайлович передал художественную галерею в дар Москве. А 15 августа 1893 году состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Третьяковых». Передав галерею родному городу, он по прежнему, продолжал пополнять её собрание.

- Ребята, такие примеры, когда люди помогают бескорыстно тем, кто нуждается можно встретить и сейчас в наше время. Например в нашем поселение есть крестьянско-фермерское хозяйство «Бородин». Руководитель Бородин Александр Иванович неоднократно оказывал нам помощь в проведении праздников, мероприятий.

- Ребята, как вы думаете, почему Савве Морозову, выходцу из простой крестьянской семьи, удалось за свою жизнь добиться таких результатов?

- Он много трудился?

- Да, действительно он много трудился. А каким же трудом он занимался, что достиг таких успехов? (Бизнесом.)

- Вот сегодня мы и поговорим об этом

3. Сообщение темы. «Виды и формы бизнеса»

- Тема нашего урока «Виды и формы бизнеса». Мы с вами, выясним, что такое бизнес, какие виды и формы бизнеса бывают, как называют людей занимающиеся такой трудовой деятельность, какими качествами должен обладать такой человек. Открыли тетради и записали тему урока.

4. Объяснение нового материала.

- Ребята в чём заключается суть бизнеса? (Человек вкладывает деньги и силы в дело, а по его завершению получает их обратно, но уже с прибылью.)

-Отсюда давайте сделаем вывод, что такое бизнес? (Бизнес- это деятельность.)

-Какая деятельность? (Экономическая)

- Для чего человек занимается этой экономическая деятельность? (Чтобы получить прибыль.)

- Значит бизнес это экономическая деятельность, которая направлена на получение прибыли. Как вы думаете это временное занятие. От случая к случаю? (Нет. Это сложная работа, требующая от человека всей его жизни, упорного каждодневного труда.)

Деятельность предпринимателей различается по своему характеру и содержанию. Поэтому можно выделить виды и формы бизнеса. Обратите на эту часть доски и назовите ,какие виды бизнеса бывают?

ВИДЫ БИЗНЕСА

производственный

торговый

финансовый

страховой

посреднический

А теперь обратите внимание на эту часть доски. Какие виды бизнеса здесь изображены?

- Какой вид бизнеса на ваш взгляд самый сложный? (Производственный)

- Почему? (Потому что в результате этой деятельности изготовляется какой то продукт, товар который необходим потребителю. А для этого необходимо много знаний, умений и сил.)

-Ребята, несмотря на то, что этот вид бизнеса труден, он наиболее значим для экономики и общества в целом.

- А с какими видами бизнеса он тесно связан? (С торговым и финансовым.)

- Да, действительно. Поэтому эти три вида считаются основными.

А какие виды бизнеса на ваш взгляд лёгкие?(финансовый, страховой)

-В чем суть финансового бизнеса?

- Страхового? (дети отвечают)

-А что из себя представляет посреднический бизнес?

-Можно ли рекламу отнести к этому виду бизнеса?

-Рассмотренные виды бизнеса различаются способами организации, собственностью на используемые ресурсы, количеством участников. Поэтому выделяют формы бизнеса. Их много ,номы с вами рассмотрим наиболее распространённые. К ним относятся:

ФОРМЫ БИЗНЕСА

индивидуальное предприятие

товарищество

акционерное общество

Запишите их в тетради.(дети записывают)

-Какое предприятие называется индивидуальным? (Владеет и управляет один человек. Он может нанять работников.)

-Как вы понимаете «товарищество»? (Добровольное объединение двух или более человек для совместной работы)

-Акционерное общество-это предприятие, собственником которого выступают держатели акций.

Акция - ценная бумага, выпущенная предприятием акционерным обществом. Владелиц этой акции является владельцем части капитала предприятия и имеющий право на получение части прибыли данного предприятия.

-Это самое крупное предприятие. Оно требует больших вложений и сложное по организации.

- Ребята, чтобы способствовал предпринимательский успех, человек должен обладать какими - то качествами? Давайте попытаемся составить словесный портрет современного бизнесмена. У вас на столах карточки со словами. Ваша задача выбрать карточки с теми качествами, которыми на ваш взгляд должен обладать бизнесмен.

Трудолюбивый Б бережливый

Добрый И самостоятельный

Целеустремленный З эрудированный

Инициативный Н общительный

смелый Е настойчивый

щедрый С энергичный

рискованный М творческий

Е

Н

Жадный, ленивый, злой, пассивный, трусливый, замкнутый, нецелеустремлённый

- Какое из всех названных качеств вы считаете самым главным? (Трудолюбивый)

- Да, действительно, именно труд и желание им заниматься позволило человеку стать таким красивым какой он сейчас, добиться всех благ, которые сделали его жизнь комфортной. И конечно же труд позволяет реализовать все потребности человека которые у него возникают в течении жизни. Труд и трудолюбие у людней всегда были в почёте. Им посвящали стихи и песни. И мне бы хотелось сейчас предложить вам послушать небольшое, но на мой взгляд очень замечательное стихотворение о труде. А прочтёт его Парюшкина Светлана (читает стихотворение)

Стихотворение

Из древних уральских руд,

Когда-

Не скажу я точно

Железное слово «труд»

Сработано было прочно.

Взвесив его в руках,

Прапрадед сказал сурово:

«Останется жить в веках

Надёжное это слово»

Вместе с словами: мать

Правда, народ, Россия

Пойдёт да пойдёт шагать

Всю кривду, всё зло осиля.

5. Закрепление нового материала.

-Только трудолюбивый человек может себе позволить собственное дело, управлять своей судьбой, принести реальную пользу обществу, стать материально независимым. Ученые считают, что предпринимательство – это удел молодых, так как они утверждают, что предпринимательские способности впервые обнаруживаются в 13-19 лет. Это ваш возраст. Я уверена вы уже владеете такими способностями. Поэтому я хочу предложить игру-экзамен на бизнесмена. Давайте представим, что вы решили заняться предпринимательством и организовать своё дело. Как вы считаете с чего нужно начинать?

-Нам нужно выбрать форму бизнеса.

-А какие формы бизнеса вы теперь знаете?

-Чтобы сделать правильное решение давайте выясним какими достоинствами и недостатками каждая из этих форм обладает. У вас на столах лежат рабочие листы с таблицей «Формы бизнеса».

Формы бизнеса

Форма бизнеса

Достоинства

Недостатки

Индивидуальное предприятие

Легко создать. Легко контролировать. Неограниченная самостоятельность

Трудно найти средства для расширения фирмы. Должен сам управлять фирмой. Высокий риск и ответственность

Товарищество

Легко создать. Легче собрать необходимые средства для развития.

Возможны конфликты между партнёрами. Трудно собрать средства для крупных проектов.

Акционерное общество

Можно собрать огромный капитал путём продажи акций. Можно нанять профессиональных управляющих.

Можно потерять контроль над фирмой, если кто-то скупит большое количество акций. Много усилий по работе с акционерами.

-Как вы считаете, всели формы бизнеса, для вас сейчас доступны?

-Нет. Акционерное общество мы в не состоянии сейчас создать.

-Так, выбрали форму бизнеса. Следующие ваши действия?

-Теперь необходимо избрать вид бизнеса.

-Теперь подумайте и скажите, какой вид бизнеса каждый из вас выберёт. Но вначале мне бы хотелось вам дать несколько советов

Советы

-при выборе вида бизнеса оцените свои материальные возможности;

-избирая вид бизнеса, тщательно изучите товар или услугу, которые станут предметом вашей деятельности, то есть будут ли они востребованы;

-помните, что торговый и посреднический бизнес более лёгкий, но не имеет стабильного будущего, а вот производственный бизнес, сложный, но он приведёт вас к стабильному, длительному успеху.

-Ну что, выслушали мои советы. А теперь мне бы хотелось выслушать вас, какое решение вы приняли?(дети высказываются)

-И последнее задание нашего экзамена. Какие качества вы должны воспитывать в себе. Для этого я вам хочу предложить шифрограмму. Эти качества зашифрованы в слове

Экономика

-Ваша задача назвать качества, которые начинаются на каждую букву этого слова? (дети отвечают)

6. Подведение итогов урока.

-Что такое бизнес?

-Какие формы бизнеса вы знаете?

-Какие виды бизнеса существуют?

-Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться успеха в выбранном деле?

7. Домашнее задание: п 11., стр117-124 ,составить деловой план

План

1. Название предприятия (фирмы).

2.Деловые цели.

3. Предлагаемая услуга, продукция.

4. Расчёт затрат (общие затраты, переменные затраты)

5.Подсчёт прибыли.

8.Оценивание работы детей на уроке.

Конструктор сайтов - uCoz